дамба
существительное

Значение слова дамба

Словарь Ушакова

дамба

дамба, дамбы, жен. (нем. Damm) (спец.). Насыпь или вал на берегах для предохранения от затопления или размывания или для удержания воды в водохранилище.

Архитектурный словарь

дамба

(земляной мост)

Земляная насыпь с дорогой поверху, защищающая местность от разлива воды либо разделяющая водоемы.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

|

* * *

см. Гать.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

Словарь терминов МЧС

дамба

1) гидротехническое сооружение в виде насыпи для защиты территории от наводнений, для ограждения искусственных водоемов и водотоков, для направленного отклонения потока воды;

2) гидротехническое сооружение из намывного грунта (речного аллювия), земли, камня, бетона, предназначенное для защиты территории, инженерного объекта от затопления, разрушения водным потоком, занесения наносами (защитная Д.), для изменения направления течения воды в реке или стеснения потока при выправительных и регуляционных работах (струенаправляющая Д.), а также для образования подпора на водохранилищах. Д. могут перегораживать все русло и пойму (плотины водохранилищ), пойму (подходы к мостовым переходам), рукава реки, часть русла (полузапруды), быть вытянутыми вдоль русла (продольные Д.), представлять собой искусственные валы, возвышающиеся над максимальным уровнем половодья (Д. обвалования, возведенные для противопаводковой защиты). Высота струенаправляющих Д. (полузапруд, продольных Д.) зависит от регулирования русла в межень или половодье (Д, меженного или весеннего регулирования).

Геоморфологический словарь-справочник

дамба

ДÁМБА

(от голл. dam), в геоморфологии - высокий естественный прирусловой вал. Высота над поймой до 6-8 м. Д. образуются обычно в долинах больших рек, текущих по аллювиальным равнинам и несущих много взвешенных наносов. Сооружаются и искусственные Д. - гидротехнические сооружения из земли, камня и бетона, предохраняющие берега рек от размыва и затопления или способствующие образованию подпора на водохранилищах.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

дамба

, -ы, ж.

Насыпь, вал для предохранения местности от затопления, для ограждения водохранилищ и т.п.

* Бетонная дамба. *

Тезаурус русской деловой лексики

дамба

‘сооружение’

Syn: плотина, запруда, перемычка, мол

Энциклопедический словарь

дамба

(от голл. dam), гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине. Различают дамбы: напорные оградительные (ограждающие валы или защитные дамбы), предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских побережий от затопления, и сопрягающие - для соединения сооружений гидроузла с берегами; безнапорные - для регулирования русел рек.

Словарь Ожегова

дамба

ДАМБА, ы, ж. Гидротехническое сооружение вал для предохранения от затопления водой низких мест, для ограждения водохранилища. Оградительная д.

| прил. дамбовый, ая, ое.

Словарь Ефремовой

дамба

ж.
Гидротехническое сооружение, вал для предохранения низких мест от затопления,
для ограждения водохранилища, регулирования речного русла и т.п.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

дамба

— искусственное возвышение в виде вала, большею частью из земли, иногда же из фашин, камня или соединения этих материалов. Д. строятся в низких местах долин, в болотах и руслах рек, а также вдоль морских берегов, для проведения полотна дорог над водою или же для целей гидротехнических (см. Внешние портовые сооружения, Плотины). Высота Д., назначенной для железной или шоссейной дороги, должна быть настолько значительна, чтобы дорожное полотно не затоплялось высокою водою (см. Горизонт воды в реках), причем полотно возвышается над высокими водами не менее 1 м (для русских железных дорог установлено 0,6 саж.). Ширина Д. поверху определяется установленным размером полотна дороги, а для речных и морских Д. — условием устойчивости. Ширина основания Д. зависит от ширины ее гребня, высоты Д. и допускаемой крутизны откосов, смотря по роду материала. Для возведения железнодорожных и шоссейных Д. предпочитают грунт, не удерживающий в себе воду, песчаный, гравелистый; глина же для этой цели не пригодна. Откосам земляных Д. придают уклон одиночный или полуторный, т. е. ширину 1 или 1,5 м на каждый метр высоты. В откосах высоких Д. устраиваются через каждые 2-8 м уступы в виде горизонтальных площадок, так наз. бермы, шириной в 0,5 м, которые увеличивают устойчивость Д. и затрудняют размыв откоса водою. Д. насыпаются слоями в 0,25-0,5 м высоты, причем каждый слой утрамбовывается для большего уплотнения земли. Если грунт, употребляемый на насыпку Д., неудобен для засевания, то откосы дернуются или покрываются слоем растительной земли толщиною 15-20 см, который засевается травою; речные же Д. часто засаживаются кустарником ивовой или другой быстро растущей породы для закрепления поверхности. Откосы Д., подверженные напору текучей воды или ударам волн, замащиваются камнем до горизонта высоких вод. Часто также откосы Д. к стороне воды делаются более пологими сравнительно с противоположным (нагорным) откосом. Для укрепления откосов Д. употребляются также фашины, колья, забитые рядами, плетни из хвороста и т. д. Если Д. строится на болотистой почве, то вода может просачиваться под основанием Д. и способствовать ее разрушению. В таком случае надо предварительно выкопать в болотном грунте ров достаточной глубины и ширины, утрамбовать его глиной и на этом искусственном основании возвести Д. При постройке наших железных дорог в Полесье, искусственные основания для Д. в болотах устраивались из деревянных ростверков. При пересечении дорогами обширных впадин почвы, где сооружение Д. значительной длины и высоты становится невыгодным, их заменяют виадуками (см.). В недавнее время для увеличения устойчивости речных Д. стали делать ядро насыпи из камня или бетона (Д. нового Кротонского водопровода близ Нью-Йорка).

А. Таненбаум.

Ассоциации к слову дамба