дионис
существительное

Значение слова дионис

Архитектурный словарь

дионис

(греч. Dionysos) в древнегреческой мифологии - бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия, бог умирающей и возрождающейся природы. В Древнем Риме почитался под именем ВАКХА, или БАХУСА. Изображался красивым юношей с виноградной лозой в волосах в сопровождении вакханок и сатиров.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Словарь алкогольных напитков

дионис

(Бахус, Вакх)

  в мифах древних греков бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Сын Зевса и фиванской царевны Семелы. В честь Диониса справлялись празднества - Дионисии и Вакханалии. Мистерии сопровождались шествием Диониса в сопровождении вакханок, сатиров, менад и бассаридов с тирсами (жезлами), увитыми плющом; опоясанные змеями, они всё сокрушали на своём пути. С воплями Вакх, Эвое они славили Диониса, били в тимпаны, вырывали с корнем деревья и увлекали за собой толпы женщин и мужчин. Дионис вошёл в число 12 олимпийских богов поздно. В Дельфах стал почитаться наряду с Аполлоном. Диониса отождествляли с египетскими богами Осирисом, Сераписом и Амоном, древнеиранским Митрой, Адонисом, римским Либером.

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

дионис

одно из самых популярных божеств в греческой мифологии, покровитель виноградарства и виноделия. Имел отношение к культу плодородия, а поэтому и к культу мертвых. Изображался с виноградным венком на голове. По мифическим поверьям древних греков, этого бога сопровождала свита из фантастических существ - козлоногих, блудливых сатиров, нимф и вечно пьяного старого Силена. Почитательницы Диониса назывались менадами или вакханками. Они участвовали в праздничных культовых оргиях в честь бога, пили вино, плясали с тирсами - увитыми виноградными листьями и плющом жезлами, на конце которых была прикреплена сосновая шишка.

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

дионис

(Вакх)

Диони́с (Вакх) - в древнегреческой мифологии бог плодоношения, винограда и виноделия, сын Зевса, рожденный из его бедра.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Словарь греческой мифологии

дионис

Бахус, Вакх

в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Распространение и утверждение культа Д.в Греции связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Д.стал вытеснять культы местных богов и героев. Д.как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону — как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Д.отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.

По разным архаическим мифам Д.называется и сыном Зевса Критского и Персефоны, и сыном Зевса и Деметры. Согласно основному мифу, Д. — сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Д., появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Д., распустив швы на бедре, а потом отдал Д.через Гермеса на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино. Д.нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела — Рея исцелила его и приобщила к своим мистериям. После этого Д.через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Д.похищают морские разбойники-тирренцы. Они пришли в ужас при виде удивительных превращений Д.и заковали его в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Д.оплетя виноградными лозами и плющом мачту и паруса корабля, Д.превращался в медведицу и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов Также бытовали представления о Д.-быке и Д.-козле. Символом Д.как бога плодоносящих сил земли был фаллос.

На острове Наксос Д.встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. Повсюду, где появляется Д., он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Д., носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Д. — Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Д.-Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин. Д.славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены. Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное. На Ликурга — сына царя эдонов, выступавшего против культа Д., бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми.

В число 12 олимпийских богов Д.вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Д., в которых участвовали фиады — вакханки из Аттики. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Д.и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса. Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Д.(греч. tragodia, букв, «песнь о козле» или «песнь козлов», т е. козлоногих сатиров — спутников Д.), возникла древнегреческая трагедия.

Античность от А до Я. Словарь-справочник

дионис

в греческой мифологии бог виноградарства и виноделия. Его спутниками были сатиры, силены и нимфы. Почитательницы Диониса менады, называемые также вакханками, прославляли его, в его честь праздновались дионисии. Из культовых песен Диониса, дифирамбов, постепенно развивалась драма. Соответствует римскому богу Вакху, или Либеру.

Словарь духов и богов

дионис

в греческой мифологии Зевса и Фемелы, бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия.

Энциклопедический словарь

дионис

(Вакх), в греческой мифологии бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Семелы. В честь Диониса справлялись празднества - Дионисии и Вакханалии.

Словарь Ефремовой

дионис

м.
Бог виноградарства, вина и веселья (в древнегреческой мифологии).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

дионис

— см. Вакх.