евхаристия
существительное

Значение слова евхаристия

Словарь Ушакова

евхаристия

евхаристия, евхаристии, мн. нет, жен. (греч. eucharistia, букв. благодарение) (церк.). То же, что причащение.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

евхаристия

причащение (греч. eucharistiaблагодарность, благодарение) — главное из семи таинств в католич. и православной церквах, при совершении которого верующие под видом хлеба и вина причащаются тела и крови Иисуса Христа. Еще в эпоху античности христиан, богословы сформулировали два важнейших аспекта символич. содержания е.: искупительное жертвоприношение Иисуса Христа за всех людей («таинство жертвы Господней») и мистич. сопричастность людей со спасительной жертвой Сына Божьего. С течением времени вокруг таинства е. сложился драматизированный богослужебный комплекс — литургия (месса). В Средневековье сформировались основные различия между католич. и православным ритуалом е. Католики с IX в. стали причащаться опресночным, а не квасным хлебом, с XI в. католич. священники причащали мирян только хлебом, а не хлебом и вином. Требование причащения под двумя видами было одним из главных лозунгов ряда оппозиционных римско-католич. церкви движений (напр., гуситов). Множество богослов, дискуссий в средние века развернулось в Зап. Европе вокруг доктрины пресуществления — превращения хлеба и вина в е. в тело и кровь Иисуса Христа. IV Латеранский собор окончательно утвердил католич. доктрину пресуществления — при освящении священником хлеба и вина при отправлении е. форма их не изменяется, но внутренняя материя превращается в действительные тело и кровь Иисуса Христа.

Этот же собор постановил, что каждый человек с 12 лет должен принимать причастие не реже одного раза в год, а на Пасху обязательно. При этом верующие должны предварительно исповедоваться и поститься. В средние века е. была чрезвычайно важным и ответственным обрядом в жизни человека. К ней тщательно готовились, ожидая с благоговением и трепетом встречи с самим Сыном Божьим, представленным в освященных хлебе и вине. Ощущая свою греховность, большинство людей причащалось не чаще одного раза в год, распространялись сочинения и повествования о всевозможных чудесах с причастием (хлеб сочился кровью, еретики умирали, вкусив причастие, и т.д.). В 1264 г. распоряжением папы Урбана IV был введен особый праздник Тела Христова в честь присутствия Иисуса Христа в е. Этот праздник стал одним из самых популярных наряду с Рождеством и Пасхой.

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Федосик В А. Таинства без тайн. Мн., 1979; Wierusz-KowalskiJ. Liturgika. Warszawa, 1956.

Католическая Энциклопедия

евхаристия

В Таинстве Евхаристии христиане обретают возможность реального Богообщения посредством участия в бескровной Жертве Господа Христа, которую они совершают по Его заповеди. Вкушая под видом хлеба и вина истинное Тело и истинную Кровь Христа, в которых Он незримо, но реально присутствует во всей полноте Своего Божества и Человечества, верующие приобщаются Ему, укрепляя свой союз с Ним. Таким образом, Евхаристия представляет собой завершающий этап христианского посвящения, который, тем не менее, продолжается на протяжении всей дальнейшей жизни христианина в Церкви – в силу повторяемости Евхаристической Жертвы, которую Господь призвал верующих в Него совершать постоянно в память о Нем.

Таинство Евхаристии совершается прежде всего во время Божественной Литургии (Мессы), важнейшим элементом которой является освящение Даров – хлеба и вина, которые становятся Телом и Кровью Христа. Освящение осуществляется при произнесении тайносовершительной формулы, представляющей собой Установительные (или Тайноустановительные) слова Господа Иисуса Христа на Тайной Вечере: Над хлебом: Примите и вкусите от него все: ибо это есть Тело Моё, которое за вас будет предано. Над чашей: Примите и пейте из нее все: ибо это есть чаша Крови Моей, Нового и вечного Завета, которая за вас и за многих прольётся во отпущение грехов. Это совершайте в память обо Мне.

Другим важным элементом Таинства Евхаристии является Причастие (или Причащение) – принятие Тела и Крови Христа, которое может происходить как на Божественной Литургии, так и вне ее. (Словом Причастие обозначается как принятие Святых Даров – т.е. евхаристических Тела и Крови Христа [или даже одного названных евхаристических видов], – так и сами Святые Дары; Святые Дары именуются также Святыми Тайнами).

Когда идет речь о Причащении, применительно к служителю используется глагол преподавать [Святые Дары] или глагол причащать (тот же, кто принимает Святые Дары – причащается: его называют причастником).

Пресный Евхаристический хлеб, используемый при совершении Божественной Литургии в западных обрядах (в частности, латинском), именуется также гостией. Гостия бывает освящённой и неосвящённой, существует большая гостия (которую священник возносит над алтарем при освящении и которой причащается сам) и малые гостии (которыми он причащает мирян).

(Не следует, однако, называть гостии "облатками". Слово облатка можно использовать применительно к несакраментальному рождественскому хлебу, преломляемого и вкушаемого в некоторых католических странах по случаю Рождества).

Евхаристический Хлеб (будь то малая гостия или части большой гостии), преподаваемый причастнику, называется частицей, или коммуникантом. В свою очередь, частица может быть как освящённой, так и неосвящённой.

Евхаристический Хлеб, сохраняемый для Причащения вне Мессы называется запасными Дарами.

Как уже говорилось, одним из важнейших элементов Таинства Евхаристии является Причащение.

Причащающийся принимает (вкушает) Тело Христово; он также принимает (пьет) Кровь Христову. (И то, и другое может быть выражено глаголом "причащаться", притом как с родительным, так и с дательным падежом: "причащается Тела Христова" или (реже) "причащается Телу Христову".

В контексте Причащения речь идет о принятии евхаристических видов (Тела и Крови Господа: евхаристического Хлеба и евхаристического Вина, освященного Хлеба и освященного вина). В древней Церкви, следуя заповеди Спасителя ("пейте из нее все"), все христиане – и духовенство, и миряне – причащались под двумя видами, т.е. принимали и Тело и Кровь Христа. Однако в Средние века в Западной Церкви произошли существенные изменения в евхаристической практике: под двумя видами стали причащаться только служащие священники, а все остальные – под одним видом, только Тела Христова. Подобное положение вещей оставалось в Католической Церкви до последних десятилетий, а в наиболее консервативных общинах сохраняется поныне. Конечно, даже под одним из двух евхаристических видов верующие принимают всецелого Христа и истинное Таинство; поэтому тот, кто причащается только под одним видом, обретает плоды этого Таинства и никоим образом не лишается благодати, необходимой для спасения. Однако после II Ватиканского Собора Католическая Церковь пришла к осознанию необходимости возродить древнюю практику Причащения под двумя видами, поскольку именно таким образом Евхаристия наиболее полно осуществляет свое значение Трапезы (не стоит забывать, что одно из названий Евхаристии – Трапеза Господня), предваряющей пир Царства Божия, и яснее выражается Божественная воля, чтобы Новый и Вечный Завет был утвержден в Крови Господа. Поэтому во многих общинах постепенно начинает вводиться Причащение мирян под двумя видами. В ряде регионов оно уже стало среди католиков всеобщим. Тем не менее в этом вопросе Церковь стремится особенно чутко относиться к традиционному благочестию как клириков, так и мирян; она никому этого не навязывает, и поэтому во многих приходах, где Причастие преподается под двумя видам, находится немало верующих, причащающихся по-прежнему только под одним видом – Тела Христова.

Преподать причастнику Тело Христово можно двумя способами. До недавнего времени практиковался только один из них, традиционный, хотя довольно позднего происхождения, – в уста. С недавних пор возрожден наиболее древний способ – в руки, так что затем причастник из своих рук вкушает Тело Христово. В большинстве регионов право выбора способа причащения Тела Христова остается за верующими (однако предоставление верным этого права находится в компетенции Епископской Конференции каждой страны, и в наиболее консервативных регионах иерархия по-прежнему отказывается разрешить преподавать мирянам Тело Христово в руки).

Существует несколько способов Причащения под двумя видами (их различие касается в основном способа принятия Крови Христовой). Наиболее распространенным (и наиболее древним) является Причащение Крови Господней непосредственно из Чаши. Один из служителей (священник, диакон или даже мирянин), именуемый "служителем Чаши", держит Чашу и подает ее тем мирянам, которые уже вкусили Тела Христова. Приняв Чашу из рук служителя, причастник отпивает из нее немного Крови Христовой.

Другой способ Причащения под двумя видами, наиболее удобный технически, – через погружение Тела Христова в Кровь Христову. Священник погружает край частицы освященного Хлеба в Чашу и кладет ее в уста причастнику.

В некоторых регионах возрождены еще два способа Причащения из Чаши, известных литургической практике древней Церкви: при помощи трубочки (для этого подготавливаются серебряные трубочки по числу причастников, которые по очереди отпивают из Чаши через такую трубочку) и при помощи ложки (ею священник преподает Кровь Господню каждому верующему).

Если после Причащения духовенства и мирян остались освященные частицы (гостии), священник добавляет их к запасным Дарам. Однако в священных сосудах зачастую остаются крошки освященного Хлеба, а в чаше – небольшое количество (хотя бы и несколько капель) Крови Христовой. Эти остатки Святых Даров не перестают быть святыней. Поэтому в конце Мессы обязательно происходит потребление Святых Даров. Священник или иной служитель (диакон или даже мирянин) потребляет Святые Дары, то есть собирает и вкушает все остатки евхаристических видов в богослужебных сосудах (и за их пределами, если по какой-то причине они там оказались), а затем совершает очищение евхаристических сосудов, омывая чашу вином (или водой), которое затем выпивает, и тщательно отирая сосуды пурификатором (специальным платом).

Почитание Таинства Евхаристии в традиционном католическом благочестии не всегда напрямую связано с Мессой и с Причащением. Поскольку в Святых Дарах всегда во всей полноте присутствует живой Христос, существуют различные формы поклонения Господу, пребывающему в Святых Дарах. Поклонение Святым Дарам может происходит как индивидуально, так и в виде общественного богослужения, как в благоговейном молчании, так и со сложными и пышными обрядами. Для этого Поклонения принято совершать выставление Святых Даров: это может быть либо простое выставление Святых Даров в дарохранительнице (когда открывается дверца дарохранительницы и киворий – сосуд, в котором находятся запасные Святые Дары, – предстает взорам верующих), либо торжественное выставление Святых Даров в дароносице (когда в дароносице, установленной на видном возвышенном месте, помещается большая гостия, так что ее видно через стеклянное окошечко дароносицы). При Поклонении Святым Дарам нередко совершается Благословение Святыми Дарами, когда священник благословляет верных дароносицей или киворием.

Существует также обычай устраивать на торжество Пресвятого Тела и Крови Христа крестный ход со Святыми Дарами – в храме или за его пределами.

Православие. Словарь-справочник

евхаристия

(греч. «благодарение»)

Таинство Православной Церкви, иначе называемое Таинством Причащения, в котором верующий под видом хлеба и вина причащается Самого Тела и Крови Господа Иисуса Христа во остав- ление грехов и в Жизнь Вечную (см. Ин. 6, 53-58). Таинство Евхаристии было установлено Иисусом Христом на Тайной вечере. По учению Православной Церкви, при совершении Таинства Евхаристии хлеб и вино пресуществляются в Плоть и Кровь Иисуса Христа. Евхаристия совершается на литургии во время евхаристического канона.

См. Литургия.

Гаспаров. Записи и выписки

евхаристия

Читатель приобщается автору, как при евхаристии — богу: поглотив его частицу. Но при евхаристии причастник обычно никогда не воображает, будто съел всего бога, а при чтении — к сожалению, почти всегда.

Православный энциклопедический словарь

евхаристия

название одного из главнейших таинств Церкви, совершение которого и составляет главное христианское богослужение - литургию. Во время евхаристии хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы для причащения верующих.

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

евхаристия

(греч. «благодарение») одно из самых важных церковных таинств, олицетворяющее Вечерю Господню, на которой освящаются хлеб (просфоры) и вино. Принимая их, верующие соединяются с Христом, с Его Плотью и Кровью (см. причащение).

Словарь церковных терминов

евхаристия

(греч. благодарение) - таинство православной церкви, иначе называемое таинством причащения. Таинство евхаристии было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере. По учению православной церкви при совершении таинства евхаристии хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Иисуса Христа, которыми совершается причащение. Евхаристия совершается на литургии во время евхаристического канона.

Православная энциклопедия

евхаристия

главное таинство Православной церкви. Иначе называется таинством причащения. Таинство евхаристии установлено на Тайной вечери Самим Иисусом Христом. Согласно учению Церкви при совершении этого таинства освященные вино и хлеб преосуществляются в кровь и плоть Христовы, которыми затем причащаются верующие и духовенство. Таинство евхаристии совершается на литургии во время пения евхаристического канона: «Херувимской», «Милости мира» и «Достойно есть».

Вестминстерский словарь теологических терминов

евхаристия

 ♦ (ENG Eucharist)

 (греч. eucharistein - благодарность)

термин, обозначающий Вечерю Господню и происходящий гл. обр. от молитвы Иисуса в благодарность захлеб и вино, к-рые он соотнес со своими телом и кровью, даровав их тем, кого он любил (Мф. 26:26-29; Мк. 4:22-25; Лк. 22:15-20; 1 Кор. 11:23-26).

Энциклопедический словарь

евхаристия

(греч. eucharistia), то же, что причащение.

Словарь Ожегова

евхаристия

ЕВХАРИСТИЯ, и, ж. То же, что причащение.

| прил. евхаристический, ая, ое. Евхаристическая молитва.

Словарь Ефремовой

евхаристия

ж.
Причащение как одно из семи христианских таинств, совершаемых во время
литургии.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

евхаристия

— название одного из главнейших таинств церкви, признаваемого всеми христианскими вероисповеданиями. Совершение его составляет главное христианское богослужение — литургию. По учению церквей православной, католической и армяно-григорианской, в Е. хлеб и вино пресуществляются в истинное тело и кровь Христовы. Лютеране не признают пресуществления, а допускают только соприсутствие действительных тела и крови Христовых в Е. с хлебом и вином (cum, in, sub pane); по их учению, однако, вкушающий хлеб и вино Е. приобщается в ней действительных тела и крови Христовых. Цвингли учил, что в Е. тело и кровь Христовы присутствуют только для созерцания очами веры, и вкушают их верные только духовно, мысленно; хлеб и вино не пресуществляются, а остаются самими собой и служат лишь символами тела и крови Христовых, воспроизводящими в памяти верных дело, свершенное И. Xристом, причем вкушение их возбуждает в верующем столь твердую веру в И. Xриста, что дело искупления делается как бы присущим вкушающему, неотъемлемым достоянием его существа. Кальвин учил, что христианин в Е. причащается тела и крови Христа "реально и субстанционально", но присутствуют они в хлебе и вине не вещественно, а духовно. Вероисповедание англиканское учит о Е. согласно с реформатами. В частностях учения о Е. существуют разности между православными и католическими церквами. В первой веществом для Е. служит хлеб квасный (άρτος), по второй — пресный (опресноки). Относительно времени пресуществления православная церковь учит, что оно происходит во время так называемой совершительной евхаристийной молитвы, предначинаясь в момент произнесения воспоминательных слов этой молитвы: "даде св. своим учеником... рек (И. X.): приимите ядите, сие есть тело мое..." и совершаясь вполне в момент произнесения просительных слов той же молитвы: "сотвори хлеб сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаше сей — честную кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим святым, аминь". По учению римской церкви пресуществление совершается в момент произнесения слов Христовых, которыми была установлена Е., а не во время призывания на св. дары Св. Духа. Православная церковь приобщает мирян под обоими видами — хлеба и вина; католическая церковь приобщает мирян лишь одного тела Христова, под видом хлеба. Таинство Е. может быть совершено только в храме, во время литургии, или, по нужде (например, если церковь сгорела и еще не отстроена вновь) — и в частном доме, но непременно на антиминсе (см.).

Н. Б.