игры
существительное

Значение слова игры

Библейская энциклопедия арх. Никифора

игры

Относительно игр отроческих, юношеских и взрослых людей в Библии вообще говорится очень немного; из этого, впрочем, нельзя заключить, что еврейские дети и юноши были совершенно лишены развлечений, свойственных их возрасту. Дети евреев, как видно из указания Зах 8:5 и Мф 11:16, забавлялись и играли на улицах. «И улицы города сего (Иерусалима) наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его». Из Иов 40:24 видно, что дети евреев забавлялись прирученными птичками и подражали иногда в своих играх обрядам еврейских брака и погребения. «Но кому уподоблю род сей? — говорил Спаситель народу, — Он подобен детям, которые сидят на улице, и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели и вы не плясали, мы пели вам печальные песни и вы не рыдали» (Мф 11:16-17). Для взрослых евреев считались забавою и увеселением беседы в собраниях, приправленные шутками (Иер 15:17). «Не сидел я в собрании смеющихся — говорит пророк о себе, — и не веселился»… и решением различных загадок, как, например, на брачном пиршестве у Самсона (Суд 14:10-14). Талмудисты упоминают также об игре в кости, вероятно заимствованной с некоторыми другими играми от их соседей, египтян. Что касается до публичных игр, существовавших в древности у греков и римлян, то таких игр у евреев до более позднего времени не существовало. Гимнастические упражнения между ними первоначально старался ввести первосвященник Иасон, устроивший даже в Иерусалиме училище, в котором главным упражнением было бросание диска (1 Мак 1:14, 2 Мак 12-14); потом — Ирод, построивший в Иерусалиме и других городах амфитеатры, на которых производились гимнастические упражнения, как-то: бега на колесницах, музыкальные состязания, борьба с дикими зверями и т. п. Впрочем, на эти игры и увеселения евреи смотрели очень неприязненно, совершенно справедливо считая их языческими. Страсть к театральным представлениям особенно была развита у греков. Ап. Павел, хорошо знакомый с этою их привязанностью, нередко употребляет в своих посланиях слова и термины, относящиеся к этого рода зрелищам. Так, например, метафорическое выражение: «когда я боролся со зверями в Ефесе» (1 Кор 15:32), указывает на борьбу людей со зверями, существовавшую в виде забавы в греческих и римских цирках. Впрочем, хотя означенные слова апостола и принимаются большинством толкователей в переносном смысле, но они могут быть понимаемы и буквально. «Ибо телесное упражнение мало полезно» (1 Тим 4:8), и «если же кто и подвизается» (2 Тим 2:5) — указывают на то, что состязающиеся на арене цирков и амфитеатров более или менее продолжительною диетою воздерживались от всего и порабощали тело свое (1 Кор 9:25-27). Самое состязание происходило в присутствии многочисленных зрителей. Этим обычаем объясняется следующее выражение апостола: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей…» (Евр 12:1). Победитель в состязании получал обыкновенно награду — венок, состоявший из листьев дикой оливы, или сосны и плюща. Указывая на этот обычай, ап. Павел говорит: «А теперь готовится мне венец правды» (2 Тим 4:8). Иногда в руки победителя давались пальмовые ветви (От 7:9). Ап. живо представляет нашему воображению предосторожность состязающихся удалить всякое препятствие, мешающее им в достижении цели, особенно же тесную и длинную одежду: «…свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще», — говорит он (Евр 12:1). «Не знаете ли, — пишет он в другом месте, — что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного». А затем продолжает: «И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое…» (1 Кор 9:24-27). «Забывая заднее и простираясь вперед, — свидетельствует, наконец, он о себе в послании к Филип. 3:13-14, — стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе». Все эти термины и выражения, имеющие большее или меньшее отношение к гимнастическим упражнениям древних, несомненно, заимствованы от гимнастических упражнений, употреблявшихся в древних цирках.

Античность от А до Я. Словарь-справочник

игры

античное понятие. Среди культовых празднеств им отводилась важная роль. Во время игр граждане не работали, им предоставлялся один или несколько дней для отдыха. Сопровождались процессиями, ритуальными действиями, спортивными и музыкальными состязаниями, гладиаторскими боями. В Греции самыми значительными были: Олимпийские игры, проходившие с 776 г. до н. э. раз в 4 года; Пифийские - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона; Истмийские - в честь Посейдона; Немейские - посвященные Зевсу. В Риме первоначально носили характер цирковых состязаний (лат. ludi circensis - цирковые) наездников и колесниц. С IV–III в. до н. э. все большее место в них начинают занимать сценические представления.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

игры

I. Общественные. А) У греков (см. Агоны). В) У римлян (Ludi). — Подобно греческим огонам, И. у римлян находились в тесном отношении к культу; несмотря на общий упадок религиозности в эпоху расцвета римского государства, их число все увеличивалось, а обстановка делалась все роскошнее. Общественные игры (ludi publici) подразделялись на l. stati, периодически повторяющиеся, l. votivi, совершавшиеся по обету, l. extraordinarii. По родам, они разделялись еще на circenses, введение которых приписывалось еще Ромулу, gl a diatorii и scaenici. Первые находились в заведовании эдилов, которые ставили их на свой счет и старались превзойти друг друга в роскоши, с целью заслужить благоволение толпы. Они открывались торжественной процессией, обходившей весь цирк, после чего начинались состязания, состоявшие в беге, ристании колесниц, кулачном бое и примерных сражениях, даже морских (naumachiae). L. gladiatorii происходили в амфитеатре (см. Гладиаторы), scaenici — в театре. Важнейшие из римских l. publici: 1) L. Apollinares, учрежденные во время 2-й Пунич. войны (212 до р. X.). Совершалась 5 июля в Circus Maximus. 2) L. Capitolini — в честь Юпитера, после изгнания галлов. 3) L. Florales или Floraria — весенний праздник, в поздние времена отличавшийся разнузданностью. 4) L. Magni или Maximi упоминаются Ливием впервые в 491 г. до Р. X. Дионисий подробно их описывает, с целью доказать их заимствование от греков. Уже в древнейшее время на них тратились большие суммы (500 мин сер. ежегодно). Они происходили в цирке и состояли первоначально только из конского ристания. Впоследствии присоединились борьба и звериный бой. 5) L. Megalenses, в честь великой матери богов, по поводу перенесения в 204 г. ее символа, черного камня, из фригийского Пессинунта в Рим. 6) L. Plebeii, учрежденные в республиканское время. Происходили в Фламиниевом цирке 7) L. Romani, патрицианский праздник в честь капитолийской триады. 8) L. Saeculares, справлявшиеся раз в 100 лет, учреждены консулом Валерием Попликолой и совершались каждый раз после предварительной справки в Сивиллиных книгах, так что случалось, что между двумя празднествами протекало и более 100 лет, напр. 110. Праздник длился 3 дня и 3 ночи, при чем допускались иногда слишком свободные отношения между полами, так что Август, во время знаменитых L. Saecula r es 17 года до Р.Х., разрешил молодежи обоего пола участвовать в празднествах не иначе, как под надзором старших. Празднествам предшествовало объявление о приближении их глашатаями по всей Италии. Они начинались торжественной помпой, жертвами; ночи проходили в пении, танцах и театральных представлениях. Заканчивались игры пением особого Carmen Saeculare, исполнявшегося хором из 27 мальчиков и такого же числа девочек. В 17 г. до Р. X. Carmen Saeculare сочинено было Горацием. 9) L. Augustales — 3 различных праздника в честь императора Августа: первый справлялся в день его рождения, второй в день благополучного возвращения из путешествия по Востоку, третий был учрежден после смерти его в честь его, как Divus Augustus.

Ср. Friedl änder, "Darstellungen aus der Sitt engeschichte Roms" (II, 227 сл.) и его же — у Marquardt-Mommsen'a: "Handbuch d. R öm. Altertümer" (VI).

II. Увеселительные игры частного характера у греков и римлян. Лексикограф Полидевк (см.) перечисляет до полусотни разных родов игр, бывших в употреблении у греков, из которых около половины детские, как-то: куклы, лошадки и т. п. Самые употребительные игры взрослых: 1) игра в кости или зернь (άστραγαμισμος, alea). Кости имели четыре поверхности с номерами: 1.3.4.6. Четыре такие кости клали в небольшой сосуд и, выбрасывая на стол, смотрели, какие цифры на верхних ребрах. Лучшим метанием считалось то, при кот. все 4 цифры были разные (venus), худшим, — если везде стоял 1. Иногда костям придавали правильную кубическую форму с номерами от 1 до 6 (tesserae). Игра эта считалась азартной и когда шла на деньги, называлась также κυβεία, была запрещена и производилась в особых притонах, называвшихся также κυβεία, или σκιραφεία; 2) игра, вроде наших шашек и шахмат -πεττεία, от камушков πεττοί, которые заменяли шашки, или πόλις, так как напоминала отчасти и игру, называющуюся осада крепости. Задача игрока состояла в том, чтобы запереть противнику ходы. У римлян подобная игра называлась l. latrunculorum, или duodecim scriptorum; 3) чет и нечет (άρτιάξειν, ludere par impar), азартная игра, тожественная современным, состоящим в угадывании числа денег и т. п., зажатых в руке, пальцев (мора) и т. д.; 4) игра в мяч (σφαιριστική) упоминается уже у Гомера. Играли по двое и более человек. Иногда делились на два враждебные лагеря. Некоторые роды И. в мяч принимали вид прямо упражнений с гигиеническими целями, напр. раскачивание грудью большого полого мяча, висящего с потолка; 5) Κότταβος, преимущественно греческая игра, допускавшаяся в веселых компаниях, за попойкой, и потому считавшаяся несколько непристойной для людей степенных. Состояла в искусном выплескивании капель вина из сосуда в другой сосуд, или на особый прибор, вроде канделябра со статуэткой (Μάνης) наверху. Жидкость должна была задеть металлическую пластинку, лежащую на голове статуэтки и сбросить ее в подставленный сосуд, при том так, чтобы он издал при этом звук. Несколько приборов коттаба найдено в некрополях Этрурии, но среди римлян, по крайней мере в хорошо известные нам эпохи, игра эта не была распространена.

См. Becker, "Charikles" (т. II, стр. 38, 362) и "Gallus" (II, стр. 79; III, стр. 454; обе кн. Беккера перев. на русск. яз.), Ohlert, "R ätsel und Gesellschaftspiele der alten Griechen" (1886); Richter, "Die Spiele der Griechen und Römer" (1887).

А. Щ.

У народов романских и германских общественные И. не были так разнообразны; у германцев в древнейшую эпоху в большом ходу были только военные И. для упражнения юношей. У славян (восточных) общественные И., называемые духовными писателями игрищами, сопровождали какой-либо языческий обряд, а потом стали приурочиваться к какому-либо определенному времени. Наиболее распространены были кулачные бои (см. Бои кулачные), бега, скачки, метания копий, стрельба из лука и др. Победители получали награды и выигрывали заклады. Церковь карала отлучением предававшихся игрищам. В большом ходу с древнейших времен были И., имевшие целью выигрыш (зернь, карты и др.). У женщин и девиц по настоящее время большой любовью пользуются хороводы, ведущие начало с отдаленной древности. Став предметом исследования этнографов, русские И. вошли в разные сборники: Сахарова, "Сказания русского народа" (СПб., 1885); Терещенко, "Быт русского народа" (ч. IV); Сементовский, "Обзор игр в Полтавской и Черниговской губ " ("Маяк", 1843, т. XI), Максимович, "Дни и месяцы украинского селянина" ("Русская Бес.", 1856); Маркевич, "Обычаи и поверья малороссиян" (1860); Moszynska, "Kupajlo", в "Zbior wiadom. do antrop. krajow." (1881); Исаевич, "Детские игры в окрестностях Переяслава" ("Киев. Старина", 1887), Иванов, "Игры крестьянских детей в Купянском у." ("Сборн. Истор.-Филолог. Общ. при Харьк. унив.", т. II). См. Детские игры.

В. Р-в.

Цитаты со словом игры

  • Чаще всего в игры играют люди, потерявшие душевное равновесие; в целом можно сказать, что чем больше встревожен человек, тем упорнее он играет.. Эрик Берн, "Игры, в которые играют люди"
  • Супружество — очень страшная вещь. Человеческая душа не предназначена для постоянного соприкосновения с душой другого человека, из такой насильственной близости нередко родится бесконечное одиночество, терпеть которое предписано правилами игры.. Айрис Мердок, "Черный принц"
  • Хороший игрок, проигравший в шахматы, искренно убежден, что его проигрыш произошел от его ошибки, и он отыскивает эту ошибку в начале своей игры, но забывает, что в каждом его шаге, в продолжение всей игры, были такие же ошибки, что ни один его ход не был совершенен.. Лев Николаевич Толстой, "Война и мир"