каденция
существительное

Значение слова каденция

Словарь Ушакова

каденция

каденция [дэ], каденции, жен. (итал. cadenza).

1. Гармонический оборот, заканчивающий собой музыкальную пьесу или прерывающий ее в момент перехода, композиционного расчленения (муз.).

| Такой же ритмически-композиционный прием в мелодике поэтического произведения (лит.). В стихотворениях без строфической формы движение ритма прерывается каденциями.

2. Вставка виртуозного характера перед заключительной частью музыкального произведения, дающая исполнителю возможность блеснуть своей техникой (муз.). Блестяще сыграл трудную каденцию.

Словарь музыкальных терминов

каденция

(ит. cadenza — окончание)

1. Мелодический или гармонический оборот (последовательность аккордов), завершающий музыкальное произведение, его часть или отдельное построение (предложение, период) и устанавливающий определенную тональность.

2. Свободная импровизация виртуозного характера (главным образом в инстру­ментальных концертах); как правило, это соло исполнителя перед окончанием пьесы. В прошлом композиторы предоставляли право сочинять каденция исполнителям, но Л. Бетховен в своих произведениях сам выписывал каденции, благодаря чему каденции стали органически входить в форму произведения.

Энциклопедический словарь

каденция

(итал. cadenza, от лат. cado - падаю, оканчиваюсь) (каданс),

  1. гармоничный или мелодичный оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему большую или меньшую законченность
  2. Виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте, род свободной фантазии на его темы. Первоначально каденции импровизировались иполнителем.

Словарь Ефремовой

каденция
  1. ж.
    1. Гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть; каданс.
    2. Вставка виртуозного характера в инструментальном концерте, представляющая собою свободную фантазию на его главные темы и исполняемая солистом без аккомпанемента оркестра.

Большая Советская Энциклопедия

каденция

(итал. cadenza, от лат. cado ≈ падаю, оканчиваюсь),

  1. гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и придающий ему законченность, цельность. Называется также кадансом (франц. cadence). В гармонии различают полные (завершающиеся тоникой) и половинные (завершающиеся доминантой или субдоминантой) К. Полные К. подразделяются на автентические (тонике предшествует доминанта) и плагальные (тонике предшествует субдоминанта), совершенные (тоника появляется в тяжёлом такте, в мелодическом положении примы, доминанта или субдоминанта перед ней даются в основном виде) и несовершенные (в которых условия образования совершенной К. не соблюдаются). Т. н. прерванные К. образуются в связи с заменой тоники в автентическом К. каким-либо другим аккордом. Расчленяя музыкальное произведение на отдельные построения, К. способствуют установлению между ними определённых логико-функциональных отношений.

  2. Виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте ; как бы свободная фантазия на темы концерта. В эпоху венских классиков сочинение или импровизация К. предоставлялись исполнителю. Впоследствии (начиная с Бетховена) композиторы, стремясь к структурно-стилистическому единству сочинения, сами стали создавать и записывать К. для своих концертов.

    Ю. Н. Холопов.

Однокоренные слова к слову каденция

  • каданс