саккос
существительное

Значение слова саккос

Словарь Ушакова

саккос

саккос, саккоса, муж. (греч. sakkos) (церк.). Архиерейская одежда при богослужении.

Католическая Энциклопедия

саккос

верхняя архиерейская богослужебная одежда, заменяющая собою иерейскую фелонь и имеющая одинаковое с ней духовное значение. По покрою представляет собой туникообразное одеяние (обычно не сшитое по бокам) с короткими широкими рукавами и с вырезом для головы.

Православие. Словарь-справочник

саккос

(евр. «рубище», «вретище»)

верхнее богослужебное облачение архиерея, длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из дорогой ткани. Передняя и задняя половины саккоса соединены петлями и звонцами. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом. Первоначально саккос – предмет царского облачения. В богослужебную практику саккос стал входить в ХI-ХII вв., когда был пожалован Константинопольским патриархам как знак их особого отличия.

Из великого почтения к этой одежде патриархи сначала облачались в нее только три раза в год: на Пасху, в День Пятидесятницы и на Рождество Христово. Затем саккос перешел к другим восточным патриархам и митрополиту Московскому, а с XVI в. на православном Востоке и с начала XVIII в. в России стал облачением всех архиереев, заменив фелонь.

См. Облачение.

Православный энциклопедический словарь

саккос

верхнее богослужебное облачение архиерея, заменяющее фелонь.

Словарь церковных терминов

саккос

богослужебное облачение архиерея, длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом. В богослужебную практику саккос стал входить в ХI-ХII вв. как облачение константинопольского патриарха, затем перешел к другим восточным патриархам и московскому митрополиту, а с XVI в. на востоке и с нач. XVIII в. в России стал облачением всех архиереев, заменив фелонь.

Православная энциклопедия

саккос

одна из частей богослужебного облачения архиерея. Представляет собой длинную просторную одежду из богато украшенной ткани с широкими рукавами. Поверх саккоса архиерей носит панагию, крест и омофор. В богослужебной практике его используют с XI–XII веков. В это время он служит облачением константинопольских патриархов. В последующем саккос начинают использовать главы других церквей, в том числе и Московской церкви. А с XVIII века в России он становится облачением архиереев и полностью заменяет собою фелонь.

Энциклопедический словарь

саккос

(от др.-евр. saccus - рубище, вретище), одеяние священнослужителей высокого ранга во время богослужения. В русской церкви саккос известен с нач. 15 в., когда киевский митрополит Фотий привез его с собою из Греции. Саккос - символ смирения, при богослужении означает одеяние Спасителя. По покрою представляет собой туникообразное одеяние (обычно не сшитое по бокам) с короткими широкими рукавами и с вырезом для головы.

Словарь Ефремовой

саккос

м.
Архиерейское облачение при богослужении.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

саккос

— верхняя архиерейская одежда, заменяющая собою фелонь и имеющая одинаковое с ней духовное значение. По мнению одних, С. в древности был царской одеждой, которая христианскими государями пожалована была константинопольским патриархам и сделалась их отличием. Эта одежда пользовалась таким уважением, что сами патриархи облачались в нее, по свидетельству Димитрия Хоматинского (XIII в.), только три раза в год: в Пасху, Рожд. Христово и Пятидесятницу. Не находится в противоречии с этим мнением другое, по которому наименование С. обозначает одежду грубую, рубище, вретище (еврейск. saccus — вретище, мешок). В христианской древности эта одежда была одеждой покаяния и кающихся: в нее же облачались и христианские государи, чтобы выразить свое смирение перед Царем царей. По тому же побуждению она была внесена и в число священных одежд. О существовании С. до времен Вальсамона мало известно. Со времен Вальсамона С. служит принадлежностью только одного патpиapxa. При Симеоне Солунском (XIV в.) С. был обыкновенным отличием высших иерархов от архиепископов и епископов. В русской церкви С. становится известным, как отличие митрополитов, с начала XV в., когда митрополит Киевский Фотий (1409—31) привез его с собою из Греции. В период патриаршества С. принадлежал не одним патриархам, но и митрополитам и в знак особенной чести — некоторым архиепископам. Патриарший С. отличался от митрополичьего нашивной епитрахилью (приперсником), усыпанной жемчугом по примеру Ааронова нарамника. С 1702 г. Петр Великий жалует С. некоторых архиепископов и епископов, а с 1705 г. он делается общей одеждой всех епископов. В духовном смысле С. означает вретище и напоминает о той червленой ризе или хламиде, в которую облечен был Спаситель (Иоан. XIX, 2, 5); архиерей, облачаясь в С., обязан припоминать унижение и смирение Спасителя и не превозноситься высотой своего служения. Звонцы, привешиваемые к С. по подобию звонцов на одежде ветхозаветных первосвященников, означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа. См. В. И. Долоцкий, "О священных одеждах" ("Христ. чтение", 1848, ч. I); архим. Гавриил, "Руководство по литургике или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); Еп. Нестеровский, "Литургика или наука о богослужении православной церкви" (Курск, 1895).

Синонимы к слову саккос