Значение слова саккос
Словарь Ушакова
саккос, саккоса, муж. (греч. sakkos) (церк.). Архиерейская одежда при богослужении.
Католическая Энциклопедия
верхняя архиерейская богослужебная одежда, заменяющая собою иерейскую фелонь и имеющая одинаковое с ней духовное значение. По покрою представляет собой туникообразное одеяние (обычно не сшитое по бокам) с короткими широкими рукавами и с вырезом для головы.
Православие. Словарь-справочник
(евр. «рубище», «вретище»)
верхнее богослужебное облачение архиерея, длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из дорогой ткани. Передняя и задняя половины саккоса соединены петлями и звонцами. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом. Первоначально саккос – предмет царского облачения. В богослужебную практику саккос стал входить в ХI-ХII вв., когда был пожалован Константинопольским патриархам как знак их особого отличия.
Из великого почтения к этой одежде патриархи сначала облачались в нее только три раза в год: на Пасху, в День Пятидесятницы и на Рождество Христово. Затем саккос перешел к другим восточным патриархам и митрополиту Московскому, а с XVI в. на православном Востоке и с начала XVIII в. в России стал облачением всех архиереев, заменив фелонь.
См. Облачение.
Православный энциклопедический словарь
верхнее богослужебное облачение архиерея, заменяющее фелонь.
Словарь церковных терминов
богослужебное облачение архиерея, длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом. В богослужебную практику саккос стал входить в ХI-ХII вв. как облачение константинопольского патриарха, затем перешел к другим восточным патриархам и московскому митрополиту, а с XVI в. на востоке и с нач. XVIII в. в России стал облачением всех архиереев, заменив фелонь.
Православная энциклопедия
одна из частей богослужебного облачения архиерея. Представляет собой длинную просторную одежду из богато украшенной ткани с широкими рукавами. Поверх саккоса архиерей носит панагию, крест и омофор. В богослужебной практике его используют с XI–XII веков. В это время он служит облачением константинопольских патриархов. В последующем саккос начинают использовать главы других церквей, в том числе и Московской церкви. А с XVIII века в России он становится облачением архиереев и полностью заменяет собою фелонь.
Энциклопедический словарь
(от др.-евр. saccus - рубище, вретище), одеяние священнослужителей высокого ранга во время богослужения. В русской церкви саккос известен с нач. 15 в., когда киевский митрополит Фотий привез его с собою из Греции. Саккос - символ смирения, при богослужении означает одеяние Спасителя. По покрою представляет собой туникообразное одеяние (обычно не сшитое по бокам) с короткими широкими рукавами и с вырезом для головы.
Словарь Ефремовой
м.
Архиерейское облачение при богослужении.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— верхняя архиерейская одежда, заменяющая собою фелонь и имеющая одинаковое с ней духовное значение. По мнению одних, С. в древности был царской одеждой, которая христианскими государями пожалована была константинопольским патриархам и сделалась их отличием. Эта одежда пользовалась таким уважением, что сами патриархи облачались в нее, по свидетельству Димитрия Хоматинского (XIII в.), только три раза в год: в Пасху, Рожд. Христово и Пятидесятницу. Не находится в противоречии с этим мнением другое, по которому наименование С. обозначает одежду грубую, рубище, вретище (еврейск. saccus — вретище, мешок). В христианской древности эта одежда была одеждой покаяния и кающихся: в нее же облачались и христианские государи, чтобы выразить свое смирение перед Царем царей. По тому же побуждению она была внесена и в число священных одежд. О существовании С. до времен Вальсамона мало известно. Со времен Вальсамона С. служит принадлежностью только одного патpиapxa. При Симеоне Солунском (XIV в.) С. был обыкновенным отличием высших иерархов от архиепископов и епископов. В русской церкви С. становится известным, как отличие митрополитов, с начала XV в., когда митрополит Киевский Фотий (1409—31) привез его с собою из Греции. В период патриаршества С. принадлежал не одним патриархам, но и митрополитам и в знак особенной чести — некоторым архиепископам. Патриарший С. отличался от митрополичьего нашивной епитрахилью (приперсником), усыпанной жемчугом по примеру Ааронова нарамника. С 1702 г. Петр Великий жалует С. некоторых архиепископов и епископов, а с 1705 г. он делается общей одеждой всех епископов. В духовном смысле С. означает вретище и напоминает о той червленой ризе или хламиде, в которую облечен был Спаситель (Иоан. XIX, 2, 5); архиерей, облачаясь в С., обязан припоминать унижение и смирение Спасителя и не превозноситься высотой своего служения. Звонцы, привешиваемые к С. по подобию звонцов на одежде ветхозаветных первосвященников, означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа. См. В. И. Долоцкий, "О священных одеждах" ("Христ. чтение", 1848, ч. I); архим. Гавриил, "Руководство по литургике или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); Еп. Нестеровский, "Литургика или наука о богослужении православной церкви" (Курск, 1895).