филипп
существительное

Значение слова филипп

Энциклопедический словарь

филипп
  1. (Philippe) Шарль Луи (1874 - 1909), французский писатель. Рассказы и романы "Бюбю с Монпарнаса" (1901), "Крокиньоль" (1906), "Шарль Бланшар" (издан 1913), в частности о жизни парижского "дна".
  2. (Колычев Федор Степанович) (1507 - 69), русский митрополит с 1566. Публично выступил против опричных казней Ивана IV. Низложен в 1568. Задушен по приказу царя.
  3. (1 в.), апостол от 70-ти, один из семи первых диаконов (Деяния апостолов 6:5; 8:5-40), епископ в Траллии Азийской, проповедовал в Самарии и Кесарии Палестинской. Память в Православной церкви 4 (17) января и 11 (24) октября, в Католической 1 мая и 6 июня.

Православный именослов. Справочник по именам и именинам

филипп

Любитель лошадей (верховой езды) (греч.).

6 января (23 декабря) – мученик Филипп.

17 (4) января – апостол Филипп.

22 (9) января – и всея РУСИ, чудотворец, # 1569 г. => святитель Филипп, Московский и всея России чудотворец (Рус.).

7 февраля (25 января) – мученик Филипп.

7 марта (22 февраля) – мученик Филипп воин.

11 апреля (29 марта) – преподобный Филипп.

25 (12) мая – праведный Филипп.

13 июля (30 июня) – апостол Филипп.

16 (3) июля – святитель Филипп, Московский и всея России чудотворец (Рус.) (перенесение мощей).

30 (17) августа и 15 (2) сентября – мученик Филипп.

18 (5) октября – святитель Филипп, Московский и всея России чудотворец (Рус.).

24 (11) октября – апостол Филипп.

27 (14) ноября – апостол Филипп и преподобный Филипп Иранский (Рус.).

28 (15) ноября – преподобный Филипп Рабангский (Рус.).

Библейская энциклопедия арх. Никифора

филипп

(любящий коней) — имя следующих лиц: 1 Мак 1:1, 6:2 — известный царь Македонский, отец Александра Великого, царствовавший 359-336 гг. до Р. Х. Мак 8:5 — Филипп III, сын Димитрия II, предпоследний царь Македонский, с 321 по 179 до Р. Х. 1 Мак 6:14 — один из друзей и любимцев Антиоха Епифана, царя сирийского, родом из Фригии. Лк 3:1, Мф 16:13, Мк 8:27 — Филипп, иначе Ирод Филипп, по словам Луки четверовластник в Итурее и Трахонитской области. Четверовластниками назывались лица, властвовавшие в областях Палестины и в соседних странах, под верховным владычеством Римлян, после завоеваний сделанных ими в Азии. Титло четверовластника, означавшее первоначально правителя одной из четырех соединенных областей и сделавшееся впоследствии независимым достоинством, было ниже царского достоинства, хотя и четверовластник мог быть называем общим и более употребительным в народе именем царя, в обширном смысле слова (Мф 14:9). Филипп был сыном Ирода Великого. Мать его называлась Клеопатрою, а брат — Иродом Антипою. О нем только однажды упоминается в Евангелии за исключением тех мест в Евангелии, от Мф 16:13 и от Мк 8:27, в которых говорится о Кесарии Филипповой, городе названном так по имени его и римского императора. По смерти своего отца, он получил во владение Трахонею, Гавланитиду и Ватанею, и Август утвердил его в звании правителя оных. Его царствование, продолжавшееся тридцать семь лет, было совершенно мирно, и кротость нрава, соединенная с снисходительностью к подданным, заслужила полную любовь и признательность с их стороны. Он не только возобновил Кесарию Филиппову (в настоящее время Ванея), но расширил и украсил также Вифсаиду, которую назвал Юлиею. Воздвигнутая им великолепная гробница послужила для него последним местом успокоения. Так как Филипп умер бездетным, то все его владения по его смерти перешли под власть римского императора. Мф 14:3, Мк 6:17 — один из членов семейства Ирода, иногда называемый Иродом Филиппом I, сын Ирода Великого и Мариамны, жены его, дочери первосвященника Симона. Он был первым мужем Иродиады, родившей ему дочь Соломонию (см. Иродиада). В Новом Завете он упоминается единственно в связи с темничным заключением Иоанна Крестителя Отец Филиппа лишил его наследства, и он впоследствии не занимал никакой общественной должности. Деян 21:8 и др. — Филипп один из семи диаконов Иерусалимской Церкви (Деян 6:5). По рассеянии верующих по смерти первосвящнника Стефана, Филипп отправился в Самарию и проповедовал в оной Евангелие с великим успехом (Деян 8:26-39). Находясь в Самарии, он получил Божественное повеление идти по направлению к востоку от Самарии по дороге, ведущей от Иерусалима к Газе. Во время своего путешествия он встретился с известным вельможею ефиопской царицы Кандакии, возвращавшимся из Иерусалима. Сидя на колеснице своей он читал книгу пр. Исаии. Увидав его Филипп по Божественному внушению, подошел к нему и, услыхав, что он читает пророка Исаию спросил его: — разумеет ли он, что читает? «Как могу разуметь, если кто не наставит меня», — смиренно отвечал вельможа и попросил Филиппа взойти в экипаж и сесть с ним. Филипп воспользовался случаем объяснить ему великую тайну искупления, на которое указывались в книге пророка Ис 53:7-8. Следствием его благовествования было обращение вельможи ко Христу и его крещение. Когда евнух крестился и выходил из воды. Дух Святый сошел на него, а Филиппа по повелению Божию восхитил Ангел Господень от очей евнуха, так что он уже один продолжал путь в радости. После сего Филипп проповедовал в Азоте (Деян 8:40), находившемся в сорока милях от Газы, а потом жил в своем отечественном городе, Кессарии (Деян 21:8). У него было четыре дочери, владевшие даром пророчества (21:9). An. Павел, возвращаясь в Иерусалим после третьего своего путешествия, прибыв в Кессарию, останавливался в доме Филиппа на довольно долгое время (21:8-10). По преданию Филипп был епископом в Траллии Азийской и скончался в глубокой старости. Память его 11 октября и 4 января.

Православие. Словарь-справочник

филипп

 1.

один из 12 апостолов, уроженец города Вифсаиды (Галилея). По призыву Спасителя (см. Ин. 1, 43) он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (см. Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба пяти тысячам человек (см. Ин. 6, 7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (см. Ин. 12, 21-22); наконец, он во время Тайной вечери спрашивал Христа о Боге Отце (см. Ин. 14, 8).

После вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа. Апостол Филипп поставил им епископа Наркиса (причтен к лику 70 апостолов).

Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством. Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский, где, подстрекаемые фарисеями, иудеи подожгли дом Ира, принявшего у себя апостола Филиппа, а апостола хотели убить. Но, видя чудеса, совершенные апостолом: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, – раскаялись и многие приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом в Иераполь, апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания. Его и сопутствовавшую ему сестру Мариамну побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений. Затем апостол прибыл во Фригию, в город Иераполь Фригийский, где было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Страдающий на кресте у храма ехидны апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте. Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят (память 11 (24) июня), Мариамна же проповедовала до своей кончины в Ликаонии (память 17 февраля (2 марта)).

♥ Память апостола Филиппа 14 (27) ноября.

 2.

 (Федор Степанович Колычев; 1507-1569)

святитель, митрополит Московский и всея Руси. Происходил из знатного боярского рода. Монашество принял в Соловецком монастыре. Вел строгую подвижническую жизнь, чем приобрел всеобщее уважение. В 1548 г. сделался игуменом Соловецкого монастыря и на этом поприще проявил себя как энергичный и деятельный руководитель. При нем были воздвигнуты в монастыре многие сооружения, причем сам Филипп выступал как зодчий, изобретатель и конструктор (с его именем связано создание знаменитой монастырской водяной мельницы). Слава о настоятеле Соловецкого монастыря распространилась по всей Руси, и на Поместном Соборе 1566 г. он был избран митрополитом Московским. Это было время разгула опричнины – особого карательного режима, устроенного на Руси царем Иваном Грозным. Митрополит Филипп обратился к царю с настоятельным требованием остановить кровопролитие, за что был низложен, а затем сослан в тверской Отрочь монастырь. В 1569 г., во время похода Ивана Грозного в Новгород, главный исполнитель самых жестоких царских поручений Малюта Скуратов явился в Отрочь монастырь, проник в келью митрополита Филиппа и задушил его. Мощи св. Филиппа были перевезены в 1591 г. в Соловецкий монастырь, а в 1652 г. по решению царя Алексея Михайловича – в Москву. Здесь, в Успенском соборе Кремля, они и почивают доныне.

♥ Память 9 (22) января, 3 (16) июля, 5 (18) октября.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

филипп

Фил’ипп (любящий коней) —

а) (Мат.10:3 ; Мар.3:18 ; Лук.6:14 ; Иоан.1:43 -46,48; Иоан.6:5,7; Иоан.12:21 -22; Иоан.14:8 -9; Деян.1:13) — галилеянин из Вифсаиды, один из двенадцати Апостолов Христовых. Его имя означает, что он, ·возм., был греком (·срн. Иоан.12:20 -21), которых было много в то время в Галилее. По преданию он проповедовал во Фригии и умер в глубокой старости в Иерапале; (см. Апостол)

б) (Мат.14:3 ; Мар.6:17) — см. Ирод,д;

в) (Мат.16:13 ; Мар.8:27 ; Лук.3:1) — см. Ирод,г;

г) (Деян.6:5 ; Деян.8:5,6,12,13,26,29-31,34,35,37-40; Деян.21:8) — ·аналог. Никанор. О нем также сказано, что он много благовествовал, творил даже чудеса и впоследствии имел четырех пророчествующих дочерей.

Библия: Тематический словарь

филипп

А. Ученик Иисуса:

Мф 10:3; Мк 3:18

привел Нафанаила к Иисусу:

Ин 1:44-46

Иисус испытывал его при кормлении пяти тысяч:

Ин 6:5-7

представил Еллинов Иисусу:

Ин 12:20-22

хотел видеть Отца:

Ин 14:8,9

один из апостолов:

Деян 1:13

Б. Один из семи диаконов

стал Евангелистом в Самарии:

Деян 8:5-13

обратил и окрестил евнуха Ефиоплянина:

Деян 8:26-39

продолжал нести Благую Весть:

Деян 8:40

имел четыре дочери-пророчицы:

Деян 21:9

Античный мир. Словарь-справочник

филипп

(греч. Philippos)

имя нескольких македон. царей. Самый известный среди них - Ф. II Македонский (382 - 336 до н.э.), сын Аминты III, отец Александра. Ф. II стал царем после смерти брата, Пердикки III, в 359 г. и заключил союз с эпирским царем, дочь которого Олимпиада стала его женой. Он объединил племена Македонии, укрепил ее финансовое положение и провел военную реформу. Покорив южную часть Фракии и Иллирию, Ф. II начал экспансию в Грецию, где в 338 г. при Херонее одержал победу; в следующем году в Коринфе он созвал конгресс представителей греческих полисов (Панэллинский конгресс), на котором была признана гегемония Македонии в Элладе. Главным итогом работы конгресса было провозглашение всегреческого мира и подготовка похода на Восток, который был приостановлен смертью Ф. Согласно Павсанию (VIII, 7, 6), Ф. II был убит в возрасте 46 лет. Это убийство некоторые историки связывают со скандалами в семье царя: Ф. II решил пренебречь своей женой Олимпиадой и взял вторую жену из знатного македон. рода Атталидов, что угрожало положению сына Олимпиады - Александра. И хотя убийца Павсаний из числа приверженцев Атталидов действовал по личным мотивам, он ускорил разрешение династического вопроса. Есть и другие версии убийства Ф. II; по самой распространенной из них, убийца был подкуплен персами, так как Ф. II готовился к походу на Восток.

Юстин в эпитоме Помпея Трога (IX, 8) рассказывает о Ф. следующее: «Царь этот больше любил оружие, чем пиры, и самые огромные богатства были для него только средствами для войны; он более заботился о приобретении богатств, чем об их сохранении, поэтому, постоянно занимаясь грабежом, он постоянно нуждался. К милосердию и к вероломству он был одинаково склонен. Любой прием, который вел к победе, не был постыдным в его глазах. В беседах был льстив и коварен, на словах обещал больше, чем выполнял. Мастер на серьезные дела и на шутки. Друзей ценил по выгоде, а не по достоинству. Ненавидя, притворяться милостивым, сеять ненависть между двумя друзьями и при этом ладить с обоими - вошло у него в привычку. Как оратор он был красноречив, изобретателен и остроумен; изощренность его речи сочеталась с легкостью, и сама эта легкость была изощренной».

Фролов Э.Д. Коринфский конгресс 338/7 г. до н.э. и объединение Эллады // ВДИ. 1974. № 1; Шофман А.С. История античной Македонии. Ч.1. Казань, 1960.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

* * *

1. Имя нескольких македонских царей, из которых самый известный - Филипп II, отец Александра Великого (Македонского), правившего Македонией в период с 359 по 336 до н. э. Филипп II усилил могущество Македонии, создав великолепно вышколенную профессиональную армию и значительно расширив свое влияние за счет умелого использования разногласий между греческими полисами. Демосфен видел в фигуре Филиппа II угрозу демократическим свободам, Исократ связывал с ним надежды на объединение всей Греции для противостояния Персии. В 338 до н. э. Филипп действительно разбил афинян и беотийцев при Херонее и попытался сделать Грецию федеративным государством под своим началом, однако он был убит еще до того, как стал верховным командующим объединенной греческой армии. На могиле погибших в битве при Херонее греков был установлен колоссальный мраморный лев. Филипп II основал также город Филиппы, близ которого в 42 до н. э. Октавиан и Антоний разбили войска Брута и Кассия.

2. Филипп V (238-179 до н. э.) заключил союз с Ганнибалом против римлян, но был побежден в 197 в битве у Киноскефал. Впоследствии римляне вернули свободу греческим полисам, признав их независимость от Македонии.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Москва. Энциклопедический справочник

филипп

1) (?—1473), митрополит Московский с 1464. Впервые упоминается под 1455 как епископ Суздальский. В 1470-х гг. активно боролся с усилившимся польско-литовским влиянием в Новгороде. В 1472 безуспешно выступал против допуска в Москву папского легата, сопровождавшего Софью Палеолог. В том же году приступил к перестройке Успенского собора в Кремле; привлёк к работе неопытных местных мастеров. Вскоре после смерти Филиппа недостроенное здание рухнуло; его сооружение заново начал итальянский архитектор А. Фьораванти.

2) (в миру боярин Фёдор Степанович Колычев) (1507—69), церковный деятель, митрополит. Начал службу при дворе княгини Е.В. Глинской. В 1537 после подавления мятежа князя А. Старицкого, который поддержали в числе других бояр и Колычевы, бежал в Соловецкий монастырь, где принял постриг. С 1548 игумен Соловецкого монастыря. Церковным собором поставлен в 1566 на митрополичий престол, несмотря на отрицательное отношение Филиппа к учреждённой Иваном IV Грозным опричнине. В марте 1568 Филипп публично обратился к царю в Успенском соборе с речью, в которой напоминал ему о долге христианина, об ответственности перед Судом Божьим за кровопролития и беззакония. Раздражённый этим обличением, царь потребовал от Филиппа не прекословить его воле. По свидетельству летописца, митрополит в тот же день «вышел из двора митрополича и жил в монастыре у Николы Старого». Публичные осуждения жестокостей и кровопролитий опричнины Ивана IV и столкновения с царём привели к низложению Филиппа в ноябре 1568 и заточению его сначала в Богоявленском монастыре, затем в Тверском Отроч-Успенском монастыре, где он был задушен Малютой Скуратовым по приказу Ивана IV. Одновременно шла расправа над близкими к Филиппу людьми. В 1652 Канонизирован Русской православной церковью.

Синонимы к слову филипп

Цитаты со словом филипп

  • — Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор? — Да у него ведь, Филипп Филиппович, и вовсе нет калош. — Ничего подобного! На нем есть теперь калоши и эти калоши мои! Это как раз те самые калоши, которые исчезли весной 1917 года.. Михаил Булгаков, "Собачье сердце"

Однокоренные слова к слову филипп

  • филиппика