фил
существительное

Значение слова фил

Словарь Ушакова

фил

фила, м. (от греч. philos - друг, любящий) (книжн.). Вторая часть сложных сущ. в знач. друг, расположенный к кому-чему-н. (кто или что указывается первой частью слова), напр. германофил, англофил, славянофил.

Словарь Ожегова

фил

іНКА, -я, ж. (спец.).

  1. Тонкая доска или фанера, вставляемая в какую-н. раму. Дверная ф.

  2. Узкая цветная полоска, разделяющая по-разному окрашенные участки (обычно на стене), и прил. филеночный, -ая, -ое.

Энциклопедический словарь

фил

ФИЛ... ФИЛО...,... ФИЛ (от греч. phileo - люблю), часть сложных слов, означающая: любовь, любящий, друг (напр., библиофил). ФИЛАДЕЛЬФ женская форма Филадельфа (греч. любящий сестру, любящая брата), в эллинистическом Египте прозвище многих царей и цариц из династии Птолемеев, принявшей древнюю египетскую традицию вступать в брак с братьями и сестрами.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

фил

(Мануил Φιλής) — известный византийский поэт (род. около 1280 г., умер около 1350 г.). Учителем Ф. был Пахимер. Будучи связан узами родства со старыми родовитыми фамилиями, напр. Мелиссинов, и с императорским домом Палеологов, Ф. находился в близких отношениях ко двору и в качестве посланника ездил по поручению Андроника Старшего к туркам, которых он называет персами, арабам, индийцам и татарам (тавроскифам). Татар он посетил в 1293 г. для заключения брака между ханом Золотой Орды Токтаем и дочерью императора Марией. Андроник Старший, оскорбленный некоторыми словами панегирика Ф. в честь императора ("Хронографии", до нас не дошедшей), заключил его в тюрьму. Позже Ф. был освобожден под клятвой не писать ничего оскорбительного для особы императора. Литературные труды Ф. открыли ему доступ к знакомству со многими видными государственными, церковными и литературными деятелями. Многочисленные произведения Ф. рассеяны в рукописях по всем почти крупным библиотекам Европы. Лучшее издание — Миллера, "Manuelis Philae carmina" (П., 1855, 1857, редкое изд.; 1 экз. хранится в Имп. акад. наук). Писал Ф., по византийскому обычаю, поэтическим метром, который хотя и называется ямбическим, но в строгом, классическом смысле не имеет свойств ямба. Все произведения Ф. распадаются на две группы: стихотворения повествовательные и стихотворения лирические. К первой категории относятся: "О свойствах животных", "О слоне", "О струфокамиле", "О растениях" и проч. Лирические стихотворения делятся на драматические, агиографические и эпиграммы. К драматическим относятся: "Человек, разговаривающий с душой", "Драматическое нравоописание" и "Монодия" (в честь Иоанна Палеолога); к агиографическим — мелкие пьесы, посвященные воспеванию праздников, апостолов, пророков, святых, храмов и особенно икон. Эпиграммы Ф. представляют собой хвалебные гимны знатным современникам. Ф. может считаться представителем крайнего упадка византийской поэзии X IV в. Это поэт-угодник, напыщенно-льстивый, прославляющий "сильных мира сего"; стиль его отличается обилием образов, фигур, всякого рода риторических приемов, затрудняющих чтение. Он обладал разносторонними знаниями и одинаково откликался на все случаи придворной политической жизни Византии. Постоянно Ф. жаловался на свою бедность. Сочинения Ф. имеют большое значение для византийской истории конца XIII и первой половины XIV в. Особенно ценный материал дает историческая поэма "На военные подвиги дивного протостратора" (337 стихов). Ф. касается здесь географии Фракии, Македонии и стран, расположенных за Гемом. По способу изложения поэма представляет собой любопытнейший памятник греческой исторической литературы. Герой поэмы, Михаил Тарханиот Глава, совершает походы в Болгарию, Адриатическое побережье и Македонию. Поэма состоит из 3 частей: вступления, главной части и изложения. Активное участие в действии, кроме героя, принимают болгарские цари: Константин и его жена Мария, деспот Святослав, Лахана и другие. Последовательно описываются события болгарско-византийской войны 1306 г. и похода в Албанию и Македонию. Незнание средневековой географии и истории Ф. делает поэму его несколько затруднительной для чтения. Само изложение не всегда беспристрастно. Подробный разбор содержания поэмы дает сочинение X. Лопарева "Византийский поэт Мануил Ф.; к истории Болгарии в XIII—XIV в." (СПб., 1891). Ср. также Wernsdorf "Manuelis Philae carmina graeca" (Лпц., 1768); Miller, op. cit.; Krambacher, "Geschichte der byzantinischen Litteratur" (Мюнхен, 1891).

М. М—ль

Ассоциации к слову фил