молитва
существительное

Значение слова молитва

Словарь Ушакова

молитва

молитва, молитвы, жен.

1. Действие по гл. молиться. Итти на молитву.

2. Канонический словесный текст, произносимый верующими при обращении к их богу. Читать молитву.

Фразеологический словарь русского языка

молитва

Вашими молитвами - ответ на расспросы о делах, здоровье и т. п.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

молитва

вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Образцом для всех молитв или общею христианскою молитвою несомненно должно назвать Молитву Господню: Отче наш и т. д. (Мф 6:9-13), которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим. Она разделяется: на призывание, семь прошений и славословие.

Энциклопедия иудаизма

молитва

(Тфила)

Молитва является основой богослужения, т. е. служением Богу сердцем. Сказано у мудрецов наших: И служить Ему всем сердцем вашим. А что такое служение сердцем, как не молитва? (Та'ан. II). М. вызывает душевный подъем, приближает душу к ее Создателю, побуждает человека удалиться от зла и приблизиться к добру. В М. еврей выражает свою скорбь и жалобы на преследования и гонения: Воззри с небес и увидишь, как мы стали посмешищем и позором между народами, уподобились овцам, которых ведут на заклание. М. пробуждает в еврее надежду, что мольба его будет услышана, и не оставит Господь народ Свой и удел Свой не покинет.

Согласно еврейской вере, молящийся не нуждается в посреднике между собой и Богом: "Смотри, как высоко Он стоит в мире Своем, но человек входит в синагогу и молится шопо-том, а Господь слышит его молитву", как сказано: "А Хана говорит в сердце своем, только уста ее шевелились, и не было слышно голоса ее" (I Сам. 1,13), но Господь внял ее М.

Сохранились очень древние М., такие как М. Ханы, М. Шломо; вся книга Псалмов является сборником М. В эпоху Храма священники читали "Шма", молитву "Шмонэ-Эсрей"*, "благословения Когенов" и др. Со временем эти М. перешли в синагоги и стали, вместе с чтением Торы*, основной частью богослужения.

В древности М. подразделялись на три основных вида: принятие власти Царства небесного, общественные М. и мольбы (просьбы личные).

Принятие власти Царства небесного

Молитва "Шма" составлена из отрывков, взятых из нескольких глав Торы. В наши дни принято читать следующие три фрагмента: "Шма" (Втор. VI, 4-9), "ВеГая, им шамоа" (Втор. XI, 13-21) и "Вайомер" (Чис. XV, 37-41). Все три части вместе называются "Шма", по словам первого ее стиха "Шма Исраэль" ("Слушай, Израиль") ; эта молитва превратилась в девиз национального единства. С этой М. на устах шли на смерть еврейские мученики во все времена.

Общественная молитва (или "Шмонэ-Эсрей" - "Восемнадцать благословений")

В этой молитве общество просит даровать благословение и избавление стране и народу. Хазан* произносит молитву вслух, а присутствующие говорят "Амен" после каждого благословения. К М. "Шмонэ-Эсрей" добавились "Благословения когенов" и "Кдуша". Вначале Когены* благословляли народ только в Храме, но со временем обряд этот перешел в синагоги, и соответствующая М. произносится ежедневно, перед последним благословением из "Шмонэ-Эсрей". Позднее хазал постановили произносить "Благословения когенов" в диаспоре* только по праздникам, а в Эрец Исраэль, по обычаю, когены благословляют ежедневно.

"Кдуша" состоит из нескольких стихов, взятых из книги Исайи.

Мольбы

(тахануним)

После М. священников в Храме народ падал ниц, и каждый произносил свои личные мольбы. Впоследствии и эта М. перешла в синагоги. Содержание ее не было строго регламентировано, и каждый молился по-своему.

После разрушения Храма все богослужение перешло в синагоги. Ранее синагоги были предназначены, главным образом, для изучения Торы. С разрушением Храма М. стала основой богослужения и заменила жертвоприношения. Это новое положение символизируют слова пророка Гошеа: "Принесем жертвы устами нашими" (Гош. XIV, 3), хотя мудрецы подчеркивали, что только добрые деяния способны заменить жертвоприношения в Храме.

Все же синагоги рассматривались как "Малый Храм", который должен занять место разрушенного Храма. Поэтому М. назначены на те же часы, которые служили прежде для общественных жертвоприношений в Храме.

М., как и галахот*, не были записаны, а передавались устно. Поэтому каждый хазан мог менять их текст по своему разумению, пока р. Гамлиэль* не утвердил формальный текст М. "Шмонэ-Эсрей". Он постановил, что вначале

общество произносит эту М. шопотом, а затем хазан повторяет ее вслух. Он также постановил произносить эту самую М. и вечером.

Наши мудрецы рекомендуют: молитесь в синагоге. Если нет такой возможности, молитесь в поле. Если нет такой возможности -молитесь дома. Если нет возможности молиться дома открыто - молись в постели. Если нельзя и этого - молись мысленно в сердце своем.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

молитва

мол’итва — основная форма общения с Богом, обращение к Нему с благодарностью, за помощью и благословением. Евреи для молитвы приходили в храм (Пс.5:8 ; Лук.18:10 ; Деян.3:1) и молились, обратившись лицом к Святому-святых. Если храм был далеко, они молились, обратившись в сторону Иерусалима (3Цар.8:48 ; Дан.6:10). Молитва совершалась три раза в день (Пс.54:18): в третий час, то есть в девять часов утра; в шестой час, то есть в полдень (Деян.10:9) и в девятый час, то есть в три часа пополудни, во время вечерней жертвы (Дан.9:21). Молились стоя (1Цар.1:26 ; 2Пар.20:13 ; Мар.11:25 ; Лук.9:29 -30; Лук.18:11), в особо торжественных случаях — на коленях (3Цар.8:54 ; Пс.94:6 ; Деян.21:5 ; Еф.3:14), воздевая руки к небу (3Цар.8:22 ; 1Тим.2:8), в критических случаях повергаясь на землю (Нав.7:6 -9). Иногда люди падали «на лицо свое» (то есть всем телом на землю) без молитвы, но это случалось при непосредственной встрече с Богом (Быт.17:3 ; Суд.13:20,22; Деян.9:4). Молитвы возносились, по-видимому, и перед каждой едой (1Цар.9:13 ; Мат.15:16 ; Деян.27:35). Но в законе нет указания на обязательность (установленной) молитвы, как и жертвоприношений. Молитва является естественным стремлением души к общению с Богом, как и жертву можно назвать воплощенной молитвой (Пс.140:2). Поэтому ученики и обращались с просьбами и к Иоанну Крестителю, и к Иисусу Христу научить их молиться (см. молитва Господня).

О молитве в Священном Писании имеется более 40 различных указаний. Важнейшие из них следующие:

молиться нужно с верою (Мат.21:22 ; Иак.1:6),

втайне (Быт.24:63 ; Мат.6:6 ; Лук.9:18),

кратко (Неем.2:4 ; Мат.6:7 ; Иоан.12:28),

тихо (Неем.2:4 ; Пс.5:2),

искренне (Пс.118:58),

смиренно (Лук.18:10 -14),

постоянно (Мат.26:41 ; Лук.18:1 ; Еф.6:18 ; 1Фес.5:17),

в любое время (Пс.118:62),

с дерзновением и настойчивостью (Мат.15:22 -28: Лук.11:9 -13; Лук.18:1 -8),

обо всех людях (1Тим.2:1), в том числе и о царях и о начальствующих, как об отдельных человеках (Езд.6:10 ; 1Тим.2:2) (но не о «правительстве», особенно в тех странах, в которых оно является воплощением атеистической, богоборческой идеологии, см. церковь),

даже и о врагах (Мат.5:44),

также и о том месте, куда нас могут против нашей воли переселить (Иер.29:7),

особенно же о всех святых (1Иоан.5:16 ; Еф.6:18).

В случае достаточного смирения и искренней просьбы в соответствии с волей Божией Господь дает просимое (2Пар.7:14 ; 2Пар.33:12 -13; Пс.144:18 ; Иоан.14:13 -14; Иоан.15:7,16; Иоан.16:23 -24; 1Иоан.3:20 -22). Вот некоторые примеры отвеченных молитв: Суд.15:18 -19а; 1Цар.1:11,20; 3Цар.3:5 -14. Но если мы просим вопреки воли Его, Бог не отвечает (1Иоан.5:14), и есть немало примеров, когда Господь не ответил на молитву и не дал просимого (Втор.3:24 -27; 2Цар.12:12 -18а; Мат.20:20 -22а; 2Кор.12:7 -9а).

В Священном Писании и особенно в Новом Завете есть много указаний на то, что молитва есть дело мужчин (1Пет.3:7 ; 1Тим.2:8). В Новом Завете о молящихся женщинах упоминается (косвенно) только в трех местах (Лук.2:37 ; 1Кор.11:5,13; 1Тим.5:5) и все они говорят о молитве не в церкви (не в собрании верующих). (см. женщина, мужчина)

Православный энциклопедический словарь

молитва

обращение человека к Богу, Богородице или святым.

Православная энциклопедия

молитва

возношение к Богу ума и сердца, благоговейное слово человека к Всевышнему. Образцом для любой молитвы служит молитва Господня, которую дал нам Сам Иисус Христос.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

молитва

 Молитва

 ♦ Prière

Беседа с Богом, обычно в виде просьбы. Спрашивается, зачем говорить с Богом, если он и так все знает? И зачем просить его о чем-то, если он лучше нас знает, что нам надо? Молчание выглядит намного достойнее, а по эффективности не отличается от молитвы.

Мне возразят, что любимому человеку мы тоже говорим о том, что он и так прекрасно знает, но ему приятно услышать это еще раз. Верно, но любимый человек хочет снова и снова убеждаться, что он любим и желанен. Это уже не молитва, а ласка. Но разве смеем мы ласкать Бога?

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

молитва

, -ы, ж.

1. Обращение к Богу, святым, содержащее просьбу, благодарность, восхваление.

* Творить молитву. *

2. Установленный текст, читаемый верующими при обращении к Богу, святым.

* Читать молитву *

|| прил. молитвенный, -ая, -ое.

* Молитвенный дом. *

Библия: Тематический словарь

молитва

общение с Богом

А. Прокомментированные темы

МОЛИТВА как тема Евангелия от Луки:

Лк 11:1;

МОЛИТВА И ДЕЛО как тема Неемии:

Неем 4:9

Б. Что такое молитва

призывать имя Господне:

Быт 4:26; Быт 12:8; Соф 3:9

взывать к Богу:

Пс 4:2,4; Пс 16:6

искать лица Божия:

2Пар 7:14; Пс 26:8

искать Господа:

Пс 33:5; Ис 55:6

восклицать к Господу:

Пс 3:5; Пс 65:1

возносить душу к Богу:

Пс 24:1; Пс 85:4

поднимать руки к Богу:

Пс 27:2; Пс 140:2

приступать к Божию престолу благодати:

Евр 4:16; Евр 10:22

В. Кому мы должны молиться

Богу:

2Пар 20:5,6; Езд 9:6; Деян 4:24

Отцу:

Еф 1:17; Еф 3:14; Кол 1:3

Господу:

2Пар 20:5,6; Деян 4:24; 2Кор 12:8

Иисусу Христу:

Лк 23:42; Деян 7:59

Г. Из чего состоит молитва

хвала,

Пс 150; Мф 11:25,26

см. хвала

благодарение,

Пс 135; Флп 4:6

см. благодарение

исповедание,

Пс 50; Мф 6:12

см. исповедание

ходатайство,

Пс 121:6–9; Ин 17:6-26

см. ходатайство

просьба,

Пс 26:7-12; Мф 26:39,42

см. просьба

Д. Как мы должны молиться

1. Божественный элемент

в Иисуса Христа:

Рим 1:8; Кол 3:17

во имя Иисуса Христа:

Ин 14:13,14; Еф 5:20

в Святого Духа:

Еф 6:18; Иуд 20

2. Человеческий элемент

в страхе перед Господом:

Пс 144:20; Притч 1:28,29

в вере:

Мк 11:24; Иак 1:6; Иак 5:15

в смирении:

2Пар 7:14; 2Пар 33:12,13

в покаянии:

2Пар 6:37; Пс 54:18; Деян 3:19

всем нашим сердцем:

Втор 4:29; Иер 29:13

сердце должно быть безгрешно:

Пс 65:18,19; Ис 1:15,16; Ин 9:31

жизнь должна быть бескорыстной:

Лк 18:9-14; Иак 4:3

в сердце не должно быть сомнений:

Мф 21:21; Иак 1:5-7

в духе прощения:

Мф 6:14,15; Мк 11:25

с уверенностью:

Еф 3:12; Евр 10:19,35; 1Ин 3:21,22

непрестанно:

Лк 11:5-10; Лк 18:1–7; 1Фес 5:17

с искренностью и простотой:

Мф 6:5–8; Мк 12:38-40

согласно воле Божией:

Мф 26:42; 1Ин 5:14

сопровождая молитву повиновением:

1Ин 3:22

Е. Отвечает ли Бог на молитвы Своих людей

1. Знаменательные ответы на молитвы

слуге Авраама о жене для Исаака:

Быт 24:12-27

Моисею о победе над Амаликитянами:

Исх 17:8-13

Гедеону о его шерсти:

Суд 6:36-40

Самсону о его силе:

Суд 16:25-30

Анне о ребенке:

1Цар 1:9-20

Илии о воскрешении сына вдовы:

3Цар 17:19-23

Илии об огне с небес:

3Цар 18:30-38

Илии о дожде:

3Цар 18:41–45; Иак 5:17,18

Елисею о воскрешении ребенка:

4Цар 4:32-35

Езекии об исцелении:

4Цар 20:1-7

Даниилу о спасении во львином рву:

Дан 6:10,16-22

Захарии о ребенке:

Лк 1:7,11-17

разбойнику на кресте о спасении:

Лк 23:42,43

ранним христианам о Петре в тюрьме:

Деян 12:3-11

Павлу и Силе в тюрьме:

Деян 16:25,26

2. Божии обетования отвечать нам

в Ветхом Завете:

Пс 85:7; Ис 30:19; Ис 58:9

в высказываниях Иисуса:

Мф 7:7-11; Ин 14:13,14

в посланиях Нового Завета:

Иак 1:5–8; 1Ин 5:14,15

3. Основания Божиих ответов

Божия слава:

Чис 14:13–16; Ин 17:1-5

Божия благодать:

Исх 32:31,32; Чис 14:17–19; Ис 30:19; 2Кор 12:8,9

верность Господа Своему слову:

Исх 32:12–13; 2Пар 20:7-9

4. Способ Божиих ответов

иногда медленно:

Чис 14:20; 3Цар 17:20,21; Лк 23:43

иногда через некоторое время:

Лк 18:1-7

иногда мы получаем больше, чем просим:

3Цар 18:24,36–38; Еф 3:20

иногда мы получаем нечто отличное от просимого:

3Цар 19:1–9; 2Кор 12:7-9

иногда ответом бывает "нет":

2Цар 12:15-20

Бог ждет действий и с нашей стороны:

Неем 4:9

Ж. Различные аспекты молитвы

1. Поза при молитве

стоя:

3Цар 8:22; Неем 9:4,5

сидя:

1Пар 17:16; Лк 10:13

на коленях:

Езд 9:5; Дан 6:10; Деян 20:36

поклонившись:

Исх 34:8; Пс 5:8; Пс 94:6

лежа на земле:

2Цар 12:16; Мф 26:39

подняв руки:

Пс 27:2; Ис 1:15; 1Тим 2:8

2. Способ молитвы

наедине, молча:

1Цар 1:18

наедине, вслух:

Иез 11:13

вдвоем или втроем:

Мф 18:19

большой группой:

Пс 34:18

3. Время молитвы

утром:

Пс 5:2–4; Мк 1:35

вечером:

Быт 24:63

в определенное время:

Пс 54:18; Дан 6:10

всегда:

Лк 18:1; Рим 1:10; 1Фес 5:17

4. Возможные места молитвы

втайне:

Мф 6:6

в кровати:

Пс 62:7

всей семьей:

Деян 10:1,2

под открытым небом:

Быт 24:11,12

на поле боя:

Нав 10:12,13

у реки:

Деян 16:13

в храме:

4Цар 19:14

в церкви на общем собрании:

Деян 4:23,24,31

где бы то ни было:

1Тим 2:8

Вестминстерский словарь теологических терминов

молитва

 ♦ (ENG prayer)

 (от лат. precari - умолять)

приближение человека к Богу и обращение к Нему в почитании и восхвалении, покаянии, благодарении, просьбе и ходатайстве. При этом может переживаться осознание Божественного присутствия, любви, наставления и благодати.

Энциклопедический словарь

молитва
  1. обращение верующего к божеству.
  2. Канонизированный текст обращения.

Словарь Ожегова

молитва

МОЛИТВА, ы, ж.

1. В религии: установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. Читать молитву. Молитвы «Верую», «Отче наш».

2. Моление, обращённое к Богу, к святым. Благодарственная м. М.-покаяние.

Стоять на молитве молиться, стоя перед иконами, перед образами.

Вашими молитвами (разг. шутл.) говорится в ответ на вопрос: «Как поживаете?» или «Как ваше здоровье?» в знач. спасибо, ничего как выражение благодарности за участливое отношение.

| прил. молитвенный, ая, ое. М. дом (то же, что молельня).

Словарь Ефремовой

молитва
  1. ж.
    1. :
      1. Хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, святым.
      2. устар. Мольба, горячая просьба о чем-л.
    2. Установленный текст, читаемый или произносимый верующим при обращении к Богу, к святым.

Ассоциации к слову молитва

Цитаты со словом молитва

  • Лучше было бы, если бы всякое прегрешение влекло за собой верное и скорое наказание. В каре – очищение. Не «Прости нам грехи наши», а «Покарай нас за беззакония наши» – вот какой должна быть молитва человека справедливейшему богу.. Оскар Уайльд, "Портрет Дориана Грея"
  • Всякий способ молиться хорош, лишь бы молитва была от души.. Виктор Гюго, "Отверженные"
  • Твори добро — вот к правде путь прямой! Молитва — это барабан пустой.. Саади