Значение слова молитва
Словарь Ушакова
молитва, молитвы, жен.
1. Действие по гл. молиться. Итти на молитву.
2. Канонический словесный текст, произносимый верующими при обращении к их богу. Читать молитву.
Фразеологический словарь русского языка
Вашими молитвами - ответ на расспросы о делах, здоровье и т. п.
Библейская энциклопедия арх. Никифора
вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Образцом для всех молитв или общею христианскою молитвою несомненно должно назвать Молитву Господню: Отче наш и т. д. (Мф 6:9-13), которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим. Она разделяется: на призывание, семь прошений и славословие.
Энциклопедия иудаизма
(Тфила)
Молитва является основой богослужения, т. е. служением Богу сердцем. Сказано у мудрецов наших: И служить Ему всем сердцем вашим. А что такое служение сердцем, как не молитва? (Та'ан. II). М. вызывает душевный подъем, приближает душу к ее Создателю, побуждает человека удалиться от зла и приблизиться к добру. В М. еврей выражает свою скорбь и жалобы на преследования и гонения: Воззри с небес и увидишь, как мы стали посмешищем и позором между народами, уподобились овцам, которых ведут на заклание. М. пробуждает в еврее надежду, что мольба его будет услышана, и не оставит Господь народ Свой и удел Свой не покинет.
Согласно еврейской вере, молящийся не нуждается в посреднике между собой и Богом: "Смотри, как высоко Он стоит в мире Своем, но человек входит в синагогу и молится шопо-том, а Господь слышит его молитву", как сказано: "А Хана говорит в сердце своем, только уста ее шевелились, и не было слышно голоса ее" (I Сам. 1,13), но Господь внял ее М.
Сохранились очень древние М., такие как М. Ханы, М. Шломо; вся книга Псалмов является сборником М. В эпоху Храма священники читали "Шма", молитву "Шмонэ-Эсрей"*, "благословения Когенов" и др. Со временем эти М. перешли в синагоги и стали, вместе с чтением Торы*, основной частью богослужения.
В древности М. подразделялись на три основных вида: принятие власти Царства небесного, общественные М. и мольбы (просьбы личные).
Принятие власти Царства небесного
Молитва "Шма" составлена из отрывков, взятых из нескольких глав Торы. В наши дни принято читать следующие три фрагмента: "Шма" (Втор. VI, 4-9), "ВеГая, им шамоа" (Втор. XI, 13-21) и "Вайомер" (Чис. XV, 37-41). Все три части вместе называются "Шма", по словам первого ее стиха "Шма Исраэль" ("Слушай, Израиль") ; эта молитва превратилась в девиз национального единства. С этой М. на устах шли на смерть еврейские мученики во все времена.
Общественная молитва (или "Шмонэ-Эсрей" - "Восемнадцать благословений")
В этой молитве общество просит даровать благословение и избавление стране и народу. Хазан* произносит молитву вслух, а присутствующие говорят "Амен" после каждого благословения. К М. "Шмонэ-Эсрей" добавились "Благословения когенов" и "Кдуша". Вначале Когены* благословляли народ только в Храме, но со временем обряд этот перешел в синагоги, и соответствующая М. произносится ежедневно, перед последним благословением из "Шмонэ-Эсрей". Позднее хазал постановили произносить "Благословения когенов" в диаспоре* только по праздникам, а в Эрец Исраэль, по обычаю, когены благословляют ежедневно.
"Кдуша" состоит из нескольких стихов, взятых из книги Исайи.
Мольбы
(тахануним)
После М. священников в Храме народ падал ниц, и каждый произносил свои личные мольбы. Впоследствии и эта М. перешла в синагоги. Содержание ее не было строго регламентировано, и каждый молился по-своему.
После разрушения Храма все богослужение перешло в синагоги. Ранее синагоги были предназначены, главным образом, для изучения Торы. С разрушением Храма М. стала основой богослужения и заменила жертвоприношения. Это новое положение символизируют слова пророка Гошеа: "Принесем жертвы устами нашими" (Гош. XIV, 3), хотя мудрецы подчеркивали, что только добрые деяния способны заменить жертвоприношения в Храме.
Все же синагоги рассматривались как "Малый Храм", который должен занять место разрушенного Храма. Поэтому М. назначены на те же часы, которые служили прежде для общественных жертвоприношений в Храме.
М., как и галахот*, не были записаны, а передавались устно. Поэтому каждый хазан мог менять их текст по своему разумению, пока р. Гамлиэль* не утвердил формальный текст М. "Шмонэ-Эсрей". Он постановил, что вначале
общество произносит эту М. шопотом, а затем хазан повторяет ее вслух. Он также постановил произносить эту самую М. и вечером.
Наши мудрецы рекомендуют: молитесь в синагоге. Если нет такой возможности, молитесь в поле. Если нет такой возможности -молитесь дома. Если нет возможности молиться дома открыто - молись в постели. Если нельзя и этого - молись мысленно в сердце своем.
Библейский Словарь к русской канонической Библии
мол’итва — основная форма общения с Богом, обращение к Нему с благодарностью, за помощью и благословением. Евреи для молитвы приходили в храм (Пс.5:8 ; Лук.18:10 ; Деян.3:1) и молились, обратившись лицом к Святому-святых. Если храм был далеко, они молились, обратившись в сторону Иерусалима (3Цар.8:48 ; Дан.6:10). Молитва совершалась три раза в день (Пс.54:18): в третий час, то есть в девять часов утра; в шестой час, то есть в полдень (Деян.10:9) и в девятый час, то есть в три часа пополудни, во время вечерней жертвы (Дан.9:21). Молились стоя (1Цар.1:26 ; 2Пар.20:13 ; Мар.11:25 ; Лук.9:29 -30; Лук.18:11), в особо торжественных случаях — на коленях (3Цар.8:54 ; Пс.94:6 ; Деян.21:5 ; Еф.3:14), воздевая руки к небу (3Цар.8:22 ; 1Тим.2:8), в критических случаях повергаясь на землю (Нав.7:6 -9). Иногда люди падали «на лицо свое» (то есть всем телом на землю) без молитвы, но это случалось при непосредственной встрече с Богом (Быт.17:3 ; Суд.13:20,22; Деян.9:4). Молитвы возносились, по-видимому, и перед каждой едой (1Цар.9:13 ; Мат.15:16 ; Деян.27:35). Но в законе нет указания на обязательность (установленной) молитвы, как и жертвоприношений. Молитва является естественным стремлением души к общению с Богом, как и жертву можно назвать воплощенной молитвой (Пс.140:2). Поэтому ученики и обращались с просьбами и к Иоанну Крестителю, и к Иисусу Христу научить их молиться (см. молитва Господня).
О молитве в Священном Писании имеется более 40 различных указаний. Важнейшие из них следующие:
молиться нужно с верою (Мат.21:22 ; Иак.1:6),
втайне (Быт.24:63 ; Мат.6:6 ; Лук.9:18),
кратко (Неем.2:4 ; Мат.6:7 ; Иоан.12:28),
тихо (Неем.2:4 ; Пс.5:2),
искренне (Пс.118:58),
смиренно (Лук.18:10 -14),
постоянно (Мат.26:41 ; Лук.18:1 ; Еф.6:18 ; 1Фес.5:17),
в любое время (Пс.118:62),
с дерзновением и настойчивостью (Мат.15:22 -28: Лук.11:9 -13; Лук.18:1 -8),
обо всех людях (1Тим.2:1), в том числе и о царях и о начальствующих, как об отдельных человеках (Езд.6:10 ; 1Тим.2:2) (но не о «правительстве», особенно в тех странах, в которых оно является воплощением атеистической, богоборческой идеологии, см. церковь),
даже и о врагах (Мат.5:44),
также и о том месте, куда нас могут против нашей воли переселить (Иер.29:7),
особенно же о всех святых (1Иоан.5:16 ; Еф.6:18).
В случае достаточного смирения и искренней просьбы в соответствии с волей Божией Господь дает просимое (2Пар.7:14 ; 2Пар.33:12 -13; Пс.144:18 ; Иоан.14:13 -14; Иоан.15:7,16; Иоан.16:23 -24; 1Иоан.3:20 -22). Вот некоторые примеры отвеченных молитв: Суд.15:18 -19а; 1Цар.1:11,20; 3Цар.3:5 -14. Но если мы просим вопреки воли Его, Бог не отвечает (1Иоан.5:14), и есть немало примеров, когда Господь не ответил на молитву и не дал просимого (Втор.3:24 -27; 2Цар.12:12 -18а; Мат.20:20 -22а; 2Кор.12:7 -9а).
В Священном Писании и особенно в Новом Завете есть много указаний на то, что молитва есть дело мужчин (1Пет.3:7 ; 1Тим.2:8). В Новом Завете о молящихся женщинах упоминается (косвенно) только в трех местах (Лук.2:37 ; 1Кор.11:5,13; 1Тим.5:5) и все они говорят о молитве не в церкви (не в собрании верующих). (см. женщина, мужчина)
Православный энциклопедический словарь
обращение человека к Богу, Богородице или святым.
Православная энциклопедия
возношение к Богу ума и сердца, благоговейное слово человека к Всевышнему. Образцом для любой молитвы служит молитва Господня, которую дал нам Сам Иисус Христос.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Молитва
♦ Prière
Беседа с Богом, обычно в виде просьбы. Спрашивается, зачем говорить с Богом, если он и так все знает? И зачем просить его о чем-то, если он лучше нас знает, что нам надо? Молчание выглядит намного достойнее, а по эффективности не отличается от молитвы.
Мне возразят, что любимому человеку мы тоже говорим о том, что он и так прекрасно знает, но ему приятно услышать это еще раз. Верно, но любимый человек хочет снова и снова убеждаться, что он любим и желанен. Это уже не молитва, а ласка. Но разве смеем мы ласкать Бога?
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
, -ы, ж.
1. Обращение к Богу, святым, содержащее просьбу, благодарность, восхваление.
* Творить молитву. *
2. Установленный текст, читаемый верующими при обращении к Богу, святым.
* Читать молитву *
|| прил. молитвенный, -ая, -ое.
* Молитвенный дом. *
Библия: Тематический словарь
♦ общение с Богом
А. Прокомментированные темы
МОЛИТВА как тема Евангелия от Луки:
Лк 11:1;
МОЛИТВА И ДЕЛО как тема Неемии:
Неем 4:9
Б. Что такое молитва
♦ призывать имя Господне:
Быт 4:26; Быт 12:8; Соф 3:9
♦ взывать к Богу:
Пс 4:2,4; Пс 16:6
♦ искать лица Божия:
2Пар 7:14; Пс 26:8
♦ искать Господа:
Пс 33:5; Ис 55:6
♦ восклицать к Господу:
Пс 3:5; Пс 65:1
♦ возносить душу к Богу:
Пс 24:1; Пс 85:4
♦ поднимать руки к Богу:
Пс 27:2; Пс 140:2
♦ приступать к Божию престолу благодати:
Евр 4:16; Евр 10:22
В. Кому мы должны молиться
♦ Богу:
2Пар 20:5,6; Езд 9:6; Деян 4:24
♦ Отцу:
Еф 1:17; Еф 3:14; Кол 1:3
♦ Господу:
2Пар 20:5,6; Деян 4:24; 2Кор 12:8
♦ Иисусу Христу:
Лк 23:42; Деян 7:59
Г. Из чего состоит молитва
♦ хвала,
Пс 150; Мф 11:25,26
♦ см. хвала
♦ благодарение,
Пс 135; Флп 4:6
♦ см. благодарение
♦ исповедание,
Пс 50; Мф 6:12
♦ см. исповедание
♦ ходатайство,
Пс 121:6–9; Ин 17:6-26
♦ см. ходатайство
♦ просьба,
Пс 26:7-12; Мф 26:39,42
♦ см. просьба
Д. Как мы должны молиться
1. Божественный элемент
♦ в Иисуса Христа:
Рим 1:8; Кол 3:17
♦ во имя Иисуса Христа:
Ин 14:13,14; Еф 5:20
♦ в Святого Духа:
Еф 6:18; Иуд 20
2. Человеческий элемент
♦ в страхе перед Господом:
Пс 144:20; Притч 1:28,29
♦ в вере:
Мк 11:24; Иак 1:6; Иак 5:15
♦ в смирении:
2Пар 7:14; 2Пар 33:12,13
♦ в покаянии:
2Пар 6:37; Пс 54:18; Деян 3:19
♦ всем нашим сердцем:
Втор 4:29; Иер 29:13
♦ сердце должно быть безгрешно:
Пс 65:18,19; Ис 1:15,16; Ин 9:31
♦ жизнь должна быть бескорыстной:
Лк 18:9-14; Иак 4:3
♦ в сердце не должно быть сомнений:
Мф 21:21; Иак 1:5-7
♦ в духе прощения:
Мф 6:14,15; Мк 11:25
♦ с уверенностью:
Еф 3:12; Евр 10:19,35; 1Ин 3:21,22
♦ непрестанно:
Лк 11:5-10; Лк 18:1–7; 1Фес 5:17
♦ с искренностью и простотой:
Мф 6:5–8; Мк 12:38-40
♦ согласно воле Божией:
Мф 26:42; 1Ин 5:14
♦ сопровождая молитву повиновением:
1Ин 3:22
Е. Отвечает ли Бог на молитвы Своих людей
1. Знаменательные ответы на молитвы
♦ слуге Авраама о жене для Исаака:
Быт 24:12-27
♦ Моисею о победе над Амаликитянами:
Исх 17:8-13
♦ Гедеону о его шерсти:
Суд 6:36-40
♦ Самсону о его силе:
Суд 16:25-30
♦ Анне о ребенке:
1Цар 1:9-20
♦ Илии о воскрешении сына вдовы:
3Цар 17:19-23
♦ Илии об огне с небес:
3Цар 18:30-38
♦ Илии о дожде:
3Цар 18:41–45; Иак 5:17,18
♦ Елисею о воскрешении ребенка:
4Цар 4:32-35
♦ Езекии об исцелении:
4Цар 20:1-7
♦ Даниилу о спасении во львином рву:
Дан 6:10,16-22
♦ Захарии о ребенке:
Лк 1:7,11-17
♦ разбойнику на кресте о спасении:
Лк 23:42,43
♦ ранним христианам о Петре в тюрьме:
Деян 12:3-11
♦ Павлу и Силе в тюрьме:
Деян 16:25,26
2. Божии обетования отвечать нам
♦ в Ветхом Завете:
Пс 85:7; Ис 30:19; Ис 58:9
♦ в высказываниях Иисуса:
Мф 7:7-11; Ин 14:13,14
♦ в посланиях Нового Завета:
Иак 1:5–8; 1Ин 5:14,15
3. Основания Божиих ответов
♦ Божия слава:
Чис 14:13–16; Ин 17:1-5
♦ Божия благодать:
Исх 32:31,32; Чис 14:17–19; Ис 30:19; 2Кор 12:8,9
♦ верность Господа Своему слову:
Исх 32:12–13; 2Пар 20:7-9
4. Способ Божиих ответов
♦ иногда медленно:
Чис 14:20; 3Цар 17:20,21; Лк 23:43
♦ иногда через некоторое время:
Лк 18:1-7
♦ иногда мы получаем больше, чем просим:
3Цар 18:24,36–38; Еф 3:20
♦ иногда мы получаем нечто отличное от просимого:
3Цар 19:1–9; 2Кор 12:7-9
♦ иногда ответом бывает "нет":
2Цар 12:15-20
♦ Бог ждет действий и с нашей стороны:
Неем 4:9
Ж. Различные аспекты молитвы
1. Поза при молитве
♦ стоя:
3Цар 8:22; Неем 9:4,5
♦ сидя:
1Пар 17:16; Лк 10:13
♦ на коленях:
Езд 9:5; Дан 6:10; Деян 20:36
♦ поклонившись:
Исх 34:8; Пс 5:8; Пс 94:6
♦ лежа на земле:
2Цар 12:16; Мф 26:39
♦ подняв руки:
Пс 27:2; Ис 1:15; 1Тим 2:8
2. Способ молитвы
♦ наедине, молча:
1Цар 1:18
♦ наедине, вслух:
Иез 11:13
♦ вдвоем или втроем:
Мф 18:19
♦ большой группой:
Пс 34:18
3. Время молитвы
♦ утром:
Пс 5:2–4; Мк 1:35
♦ вечером:
Быт 24:63
♦ в определенное время:
Пс 54:18; Дан 6:10
♦ всегда:
Лк 18:1; Рим 1:10; 1Фес 5:17
4. Возможные места молитвы
♦ втайне:
Мф 6:6
♦ в кровати:
Пс 62:7
♦ всей семьей:
Деян 10:1,2
♦ под открытым небом:
Быт 24:11,12
♦ на поле боя:
Нав 10:12,13
♦ у реки:
Деян 16:13
♦ в храме:
4Цар 19:14
♦ в церкви на общем собрании:
Деян 4:23,24,31
♦ где бы то ни было:
1Тим 2:8
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ (ENG prayer)
(от лат. precari - умолять)
приближение человека к Богу и обращение к Нему в почитании и восхвалении, покаянии, благодарении, просьбе и ходатайстве. При этом может переживаться осознание Божественного присутствия, любви, наставления и благодати.
Энциклопедический словарь
- обращение верующего к божеству.
- Канонизированный текст обращения.
Словарь Ожегова
МОЛИТВА, ы, ж.
1. В религии: установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. Читать молитву. Молитвы «Верую», «Отче наш».
2. Моление, обращённое к Богу, к святым. Благодарственная м. М.-покаяние.
• Стоять на молитве молиться, стоя перед иконами, перед образами.
Вашими молитвами (разг. шутл.) говорится в ответ на вопрос: «Как поживаете?» или «Как ваше здоровье?» в знач. спасибо, ничего как выражение благодарности за участливое отношение.
| прил. молитвенный, ая, ое. М. дом (то же, что молельня).
Словарь Ефремовой
- ж.
- :
- Хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, святым.
- устар. Мольба, горячая просьба о чем-л.
- Установленный текст, читаемый или произносимый верующим при обращении к Богу, к святым.
- :
Ассоциации к слову молитва
- алтарь
- ангел
- апостол
- атеист
- батюшка
- библия
- благословение
- бог
- богомол
- божество
- будда
- буддизм
- вера
- верование
- вероисповедание
- вождь
- господство
- грех
- грешник
- духовность
- душа
- евангелие
- евангелист
- епископ
- жертва
- заговор
- заклинание
- здравие
- идол
- иисус
- икона
- иконописец
- исповедь
- келья
- клясться
Цитаты со словом молитва
- Лучше было бы, если бы всякое прегрешение влекло за собой верное и скорое наказание. В каре – очищение. Не «Прости нам грехи наши», а «Покарай нас за беззакония наши» – вот какой должна быть молитва человека справедливейшему богу.. Оскар Уайльд, "Портрет Дориана Грея"
- Всякий способ молиться хорош, лишь бы молитва была от души.. Виктор Гюго, "Отверженные"
- Твори добро — вот к правде путь прямой! Молитва — это барабан пустой.. Саади