душа
существительное

Значение слова душа

Словарь Ушакова

душа

душа, души, вин. душу, мн. души, душам жен.

1. В религиозных и идеалистических представлениях - нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Душа и тело. Бессмертная душа. Души умерших.

2. В старой психологии - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.

3. Внутренний, психический мир человека. «В душе росло внимание к человеку.» М.Горький. «Душа поэта встрепенется.» Пушкин. «А душу можно ль рассказать?» Лермонтов. «Душа стесняется лирическим волненьем.» Пушкин. Излить душу кому-нибудь.

4. Свойство характера, основные черты личности, а также человек с теми или иными свойствами. Человек с открытой душой. Низкая душа. Робкая душа. «И добрая душа продолжала рыдать о своем злополучном друге.» А.Тургенев. «Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах.» Лермонтов. Чернильная душа (см. чернильный).

5. Чувство, отзывчивость, пыл. Говорить с душой. Сколько души в его игре. В нем души нет. Вкладывать много души в дело.

6. перен. Вдохновитель, главный организатор, центральная личность (разг.). Он был душой предприятия. Душа общества.

7. перен. Сущность, самое главное (книж. устар.). «Сказуемое - душа предложения.» Потебня.

8. Человек (разг.). На улице ни души. Ни одна душа ничего не узнает. По скольку с души?

по душе (разг.) - 1) в знач. сказуемого, кому-чему нравится, по вкусу. Этот человек мне по душе. 2) в знач. нареч. совершенно искренно, чистосердечно. Скажи мне по душе, не ты ли заварил эту кашу? от (всей) души (разг.) - искренно, от доброго сердца. от души желаю вам успеха. Жить душа в душу (разг.) - дружно, в согласии. в душе - 1) про себя, мысленно. он в душе протестовал против того, что делалось на его глазах. 2) по своим природным наклонностям. он поэт в душе. для души (чаще ирон.) - для удовлетворения каких-нибудь внутренних потребностей, интересов. Инженер для души занялся игрой на скрипке. без души - 1) от кого-чего, в восторге, сильно любит (разг.). она без души от мужа. 2) без памяти, безотчетно (устар.). «пустился без души домой.» крылов. нет за душой у кого (разг.) - 1) совсем нет. ни гроша за душой (нет). 2) об отсутствии прочных, искренних убеждений. у этого писателя ничего за душой нет. Отвести душу (разг.) - высказать всё, что накопилось, наболело, о чем долго приходилось молчать. Душа не лежит к кому-чему (разг.) - нет склонности, расположения к кому-чему-нибудь. Лежит на душе (разг.) - заботит, гнетет. Кривить душой - см. кривить. Брать на душу что (устар.) - принимать на свою моральную ответственность. Души не чаять в ком (разг.) - сильно любить, обожать кого-нибудь. с души тянет или воротит (разг. фам.) - противно, отвратительно. Душу мутит (разг.) - то же значение. Душа не принимает (разг.) - 1) пресыщен, больше не хочется; 2) не в состоянии вследствие отвращения. Вымотать (всю) душу кому (разг.) - довести до полного изнеможения, измучить, надоесть до последней степени. в чем душа держится (разг.) - о ком-нибудь очень болезненном, хилом. Сколько душе угодно (разг.) - без всяких ограничений, вдоволь. Душой и телом (разг.) - вполне, во всех отношениях. Предан душой и телом. ни душой ни телом (разг.) - совершенно не. не виноват ни душой ни телом. до глубины души и т.п. выражения - см. глубина. Душа на распашку у кого (разг.) - о человеке откровенном, не умеющем ничего скрывать. Душа не на месте - см. место. Душа в пятки ушла (разг. шутл.) - очень испугался. Положить душу за кого-что (книж. устар.) - и украдет за милую душу. Стоять над душой чьей (разг.) - неотступно, надоедливо просить, требовать чего-нибудь от кого-нибудь пожертвовать жизнью. Мертвая душа - фиктивно числящийся где-нибудь, в действительности не осуществляющий своих прав и обязанностей (выражение идет из эпохи крепостного права, когда так назывались умершие крепостные, значившиеся в ревизских сказках; ср. "мертвые души"гоголя). Отдать богу душу (устар.) - умереть. Душа с богом разговаривает или беседует (разг. шутл. устар.) - об икоте. Влезть в душу (разг.) или залезть в душу (прост.) кому - 1) завладеть чьим-нибудь вниманием, втереться кому-нибудь в доверие; 2) суметь выведать у кого-нибудь что-нибудь, касающееся его интимной жизни. По душам с кем (говорить, беседовать и т.п.; разг.) - дружески, искренно, откровенно. За милую душу (разг. фам.) - не задумываясь, охотно (сделать что-нибудь дурное). Он и украдет за милую душу. Стоять над душой чьей (разг.) - неотступно, надоедливо просить, требовать чего-нибудь от кого-нибудь.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

душа

(в науке) душа — в отличие от индивидуального духа — совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений; в обыденном словоупотреблении — совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека; антитеза понятий тела и материи.

Культурология. Словарь-справочник

душа

(гр. psyche, лат. anima)

понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека; понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие души восходит к анимистическим представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного, покидающей его во время сна или в случае смерти.

............

англ. soul, нем. Seele, фр. ame.

☼ в большинстве религий мира бестелесный, бессмертный элемент, источник жизни физического тела. Идея души существует во всех человеческих культурах, хотя может принимать разные формы и смысловые оттенки. В самом общем смысле душа — принцип жизни; начало, "оживотворяющее" тело. Характер связи души и тела понимается в разных традициях различно, уникальность связи души и тела в христианской культуре противостоит идеям переселения душ в индуизме, буддизме, греческой религии и философии. Соответственно, с разделением души и тела во многих культурах связывается смерть, а также "пограничные" состояния сна, болезни, транса и т.д. Концепция Д. связана со стихийным гилозоизмом, представлением об одушевленности материи, аналогичным буддийскому учению об атмане (в брахманизме — Брахма) — всемирной Д. Первичное разделение предметов на "живые" и "мертвые" в первобытных верованиях привело к обозначению термина "Д." в различных языках через "дыхание" (в христианской догматике "Д." и "дух" различаются как личностное и надличностное начала). Традиционно ассоциирование Д. с разными функциями и органами тела: кровью (иудаизм), носом (индейцы Анд), сердцем (др.-егип. "Сказка о двух братьях", русский фольклор — Кащей), мозгом (концепция Галена). Платон и платоники (Филон Александрийский) различали "разумную Д.", помещавшуюся в голове, и "неразумную Д.", состоящую из двух частей — "мужества" в груди, "вожделения" в животе. Многим народам мира известно представление о множественности душ; у горноалтайских народов, имевших термин для общего понятия Д. (сюне), признавалось существование семи видов души: тын — собственно дыхание; кут — жизненная сила человека; джула и сюр — двойник, способная к передвижению отдельно от тела; аруу кёрмёс и джаман кёрмёс — душа или дух покойника (добрая и злая); и соответственно их материализации — джел-салкын ("ветерок", живет в раю) и юзют (вихрь, обитает в подземном царстве). Несколькими Д. наделяли человека эвенки. В отечественной науке явственна тенденция не применять термин Д., рассматривая ранние представления о "душах", характерные, в частности, для культур народов Сибири.

В Древнем Египте признавалось существование разных видов Д. (ка и ба). Часто Д. ассоциировалась с тенью (в отличие от людей вампиры, упыри не имеют тени), с отражением лица или тела на воде, зеркале, с портретом, что сближает понятия Д. и двойника. Для ранних этапов развития культуры характерно представление о зооморфной Д.; широко распространен в верованиях разных народов образ Д.-птицы. В поздних религиях Д. изображается в виде принадлежащего ей тела, нередко прозрачного, с крыльями и т.д. По В. Вундту, концепция "свободной Д." (псюхе) возникла позднее учения о "телесной Д.". Э. Тайлором и Г. Спенсером разработана теория анимизма как формы и даже универсальной стадии религии, не разделяемая в наше время многими специалистами. Дж. Фрэзер приводит многочисленные примеры поверий о вселении человеческой Д. в животных, что послужило выработке им концепции тотемизма.

В разных религиях резко противопоставлены Д. и тело; этот принцип находит крайнее выражение в аскетизме. В католицизме (томизм) идеально полным существование признается только при условии союза души и тела, тем самым обосновывается библейский тезис о телесном воскресении всех умерших на Страшном суде. В индуизме и буддизме бессмертие Д. видится в метемпсихозе, реинкарнации, сансаре; в иудаизме фарисеи, в частности, считали, что добрая Д. возвращается в человеческое тело для новой жизни, а злая пребывает в вечном изгнании. Согласно представлениям, принятым в православии после смерти человека Д. первые три дня обитает в близости от тела, затем предстает перед Богом, который посылает ее до девятого дня осмотреть рай; затем Д. идет в ад — увидеть муки грешников, на 40-й же день она опять является к Богу и ее судьба решается окончательно до Страшного суда. Эта концепция — частная разработка общего учения о бессмертии Д.

В культурной истории и антропологии исследование представлений о душе, бытующих в различных культурах, выполняют роль своего рода фокуса, отражающего общую картину мира и ментальный склад данной культуры, этноса, группы и т.д.

Лит.: Франк С.Л. Душа человека. М., 1917; Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976; Баскаков Н.А. Душа в древних верованиях тюрков Алтая//Советская этнография. 1973. N 5. С. 108-113; Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991; Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение народов Нижнего Амура. М., 1991; Frey J. Tod, Seelenglaube und Seelenkult in alten Israel. Leipzig, 1889; Rohde E. Psyche. Tubingen, 1925. Bd. 1-2; Jung C.G. Seelenprobleme der Gegenwart. Z., 1950.

С.Я. Серов.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Фразеологический словарь русского языка

душа

Без души -

1) жестокий, бессердечный

2) (делать что-либо) без желания, воодушевления и т. п.

3) в восторге, в восхищении

Бередить душу - воскрешать какие-то эмоциональные воспоминания, вызывать душевное волнение

Брать (взять или хватать) за душу - волновать, возбуждать, вызывая глубокие переживания

Бумажная душа - о бюрократе

В душе -

1) внутренне, мысленно

2) по своим склонностям

В чем душа (только) держится - о хилом, болезненном человеке, больном человеке

Вдохнуть душу - оживить, возродить что-либо

Взять, брать (или принять) что на душу (или на свою душу) - принять на себя ответственность за что-либо

Влезть (или залезть и т. п.) в душу кому -

1) втереться в чье-либо доверие, добиться расположения кого-либо

2) путем назойливых расспросов проникнуть в личную, интимную жизнь кого-либо

3) вызвать чувство привязанности, доверия, любви

Вложить душу - отдать все силы, всю энергию чему-либо

Входить в душу -

1) добиваться чьего-либо доверия

2) глубоко волновать, становиться предметом постоянных раздумий, размышлений

Вынимать душу из - подвергать душевным пыткам

Душа в пятки ушла - о сильном испуге, внезапном страхе

Душа лежит к чему - испытывать расположение, симпатию к чему-либо, кому-либо

Душа нараспашку - о простом, откровенном человеке

Душа не принимает прост. - совсем нет желания, не хочется или противно есть, пить что-либо

Душа радуется - о хорошем настроении, гордости за что-либо

Души не чаять - сильно любить кого-либо

Душой и телом - вполне, целиком

(Жить) душа в душу - дружно, в полном согласии

За душой есть (имеется) - о наличии у кого-либо чего-либо

За душой нет - об отсутствии у кого-либо чего-либо

За милую душу -

1) охотно, с удовольствием

2) отлично, прекрасно

3) не задумываясь, без долгих размышлений (часто неодобр.)

4) несомненно, с легкостью, вне всякого сомнения, наверняка

Заглянуть в душу - разобраться во внутреннем мире, чувствах кого-либо

Заячья душа - о трусливом, робком человеке

Излить душу - высказать откровенно, до конца самое заветное

Не чаять души - очень сильно, безгранично любить кого-либо

Ни душой ни телом (не виноват) - нисколько, совсем

Ни одной живой души - абсолютно никого

Кривить душой - быть неискренним, лицемерить

Мертвые души -

1) несуществующие на самом деле люди, которых используют для получения каких-либо выгод

2) бесполезные для чего-либо люди

Отвести душу -

1) удовлетворить какое-либо сильное желание

2) высказать кому-либо то, что наболело, поделиться своими переживаниями

Отдать богу душу - умереть

Открыть душу - поделиться с кем-либо своими переживаниями, мыслями, тайнами и т. п.

Отпустить душу на покаяние шутл. - отпустить, не трогать, оставить в покое кого-либо

По душам (по душе) (поговорить, разговориться и т. п.) - по-дружески, искренно, откровенно

По душу (являться и т. п.) прост. шутл. - за кем-либо

Положить душу за кого-что - отдать жизнь, пожертвовать жизнью

Положить душу - затратить много усилий, приложить много стараний, занимаясь чем-либо

По душе - нравится, по вкусу

Родственная душа - о близком для кого-то по интересам, духу человеке

С души воротит -

1) тошнит

2) противно, нет сил

Стоять (или торчать) над душой - неотступно находиться около кого-либо, надоедая, надоедливо, назойливо приставать с чем-либо, просить о чем-либо

Чего душа пожелает - все, что только можно хотеть

Чернильная душа - о бюрократе

Педагогический терминологический словарь

душа

понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на внутреннюю жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (сравни учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека - созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин "Д." стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 81)

Словарь антонимов русского языка

душа

плоть

тело

Фразеологический словарь (Волкова)

душа

  По душе (разг.)

1) в знач. сказуемого, кому-чему нравится, по вкусу.

-Этот человек мне по душе.

2) в знач. нареч. совершенно искренно, чистосердечно.

Скажи мне по душе, не ты ли заварил эту кашу?

  От (всей) души (разг.) - искренно, от доброго сердца.

От души желаю вам успеха.

  Жить душа в душу (разг.) - дружно, в согласии.

Душа в душу прожили они сорок лет.

  В душе

1) про себя, мысленно.

Он в душе протестовал против того, что делалось на его глазах.

2) по своим природным наклонностям.

Он поэт в душе.

  Для души (чаще ирон.) - для удовлетворения каких-н. внутренних потребностей, интересов.

Инженер для души занялся игрой на скрипке.

  Без души

1) от кого-чего, в восторге, сильно любит (разг.).

Она без души от мужа.

2) без памяти, безотчетно (устар.).

Пустился без души домой. Крылов.

  Нет за душой кого (разг.)

1) совсем нет.

Ни гроша за душой (нет).

2) об отсутствии прочных, искренних убеждений.

У этого писателя ничего за душой нет.

  Отвести душу (разг.) - высказать всё, что накопилось, наболело, о чем долго приходилось молчать.

При встрече подруги отвели душу.

  Душа не лежит к кому-чему (разг.) - нет склонности, расположения к кому - чему- нибудь.

Душа не лежит к домашним заботам.

  Лежит на душе (разг.) - заботит, гнетет.

С юности и до старинных лет приходилось мне писать совсем не то, к чему лежала душа. К. Паустовский.

  Кривить душой - поступать против совести, говорить неправду.

Я никогда не кривил душой.

  Брать на душу что (устар.) - принимать на свою моральную ответственность.

Не бери грех на душу.

  Души не чаять в ком (разг.) - сильно любить, обожать кого-н.

Он просто души не чаял в своей невесте.

  С души тянет или воротит (разг. фам.) - противно, отвратительно.

С души воротит читать некоторые газеты.

  Душу мутит (разг.) - противно, отвратительно.

Душу мутит читать некоторые газеты.

  Душа не принимает (разг.)

1) пресыщен, больше не хочется;

2) не в состоянии вследствие отвращения.

А по мне хоть и вовсе не есть; ничего душа не принимает.

  Вымотать (всю) душу кому (разг.) - довести до полного изнеможения, измучить, надоесть до последней степени.

Своими выходками ты мне всю душу вымотал.

  В чем душа держится (разг.) - о ком-н. очень болезненном, хилом.

Бледный, худой - в чем душа держится.

  Сколько душе угодно (разг.) - без всяких ограничений, вдоволь.

Можешь гулять, сколько душе угодно.

  Душой и телом (разг.) - вполне, во всех отношениях.

Предан душой и телом.

  Ни душой ни телом (разг.) - совершенно не.

Не виноват ни душой ни телом.

  В глубине души, из глубины души, до глубины души, от глубины души (книжн.) - о чем-н., происходящем в интимных, наиболее скрытых, внутренних областях сознания, исходящем из них, доходящем до них.

В глубине души он оставался еще недоволен. Стон вырвался из глубины души. Я потрясен до глубины души.

  Душа на распашку у кого (разг.) - о человеке откровенном, не умеющем ничего скрывать.

Добрый малый, душа на распашку.

  Душа не на месте - не чувствовать себя спокойным, тревожится.

Сразу было видно, что у него душа не на месте.

  Душа в пятки ушла (разг. шутл.) - очень испугался.

Стрельба такая, что душа уходит в пятки.

  Положить душу за кого-что (книжн. устар.) - пожертвовать жизнью.

За правое дело они положили душу.

  Отдать богу душу (устар.) - умереть.

Долго он стонал, но все слабей и понемногу затих и душу отдал богу. Лермонтов.

  Влезть в душу (разг.) или залезть в душу (простореч.) кому

1) завладеть чьим- н. вниманием, втереться кому-н. в доверие;

2) суметь выведать у кого-н. что-н., касающееся его интимной жизни.

Не надо влезать мне в душу.

  По душам с кем (говорить, беседовать и т.п.; разг.) - дружески, искренно, откровенно.

Дaвай поговорим по душам.

  За милую душу (разг. фам.) - не задумываясь, охотно (сделать что-н. дурное).

Он и украдет за милую душу.

  Стоять над душой чьей (разг.) - неотступно, надоедливо просить, требовать чего-н. от кого-н.

Отойди, не стой над душой.

Гаспаров. Записи и выписки

душа

♦ "Чем больше я всматриваюсь в доктора, тем больше мне кажется, что его душа — это общественный магазин, принадлежащий всем классам и сословиям. Каждый берет свой любимый товар и уходит удовлетворенный. А интеллигентная докторская совесть стоит за прилавком и следит за тем, чтобы не было отказа покупателям. В один прекрасный день все товары будут разобраны. Докторская совесть, в сознании исполненного долга, радостно улыбнется, оглянется по сторонам и тут только заметит, что самого-то доктора нет в магазине, да никогда и не было" (Фельетон в "Летописи", 1916, 2, 240).

♦ "Гиря на душе все та же, но хоть твердо стоит и не ерзает" (из письма).

♦ Стихи — это выражение того, что на душе? да нет, это мы на душе у языка, и очень тяжелым камнем.

♦ "Некоторые колдуны устраивают настоящие убежища для блуждающих душ, и если кто-нибудь потерял свою душу, то он может за установленную плату достать здесь другую" (Фрэзер).

♦ Карманы — "большие, накладные, глубокие — до дна души!" — заказывала М. Цветаева на пальто перед Россией (письма к А. Берг, 28 янв. 1938).

♦ "НН ходит ко мне в душу, как в собственный ватерклозет", — жаловался кто-то в мемуарах акад. А. Н. Крылова.

Энциклопедия иудаизма

душа

(Нефеш, руах, нешама)

Нефеш, руах, нешама - три синонима для обозначения Д. в Св. Писании. Чаще всего встречается слово "нефеш". Сначала слово "нефеш" обозначало всякое живое существо и употреблялось в связи со словом "хая" ("живая") (Быт. 1,20; 11,7 и др.); затем стало обозначать также личность, человеческий индивидуум. Слова "нефеш" и "нешама" буквально обозначают "дыхание". А при выдыхании явственно ощущается движение воздуха, похожее на ветер - "руах".

Вера в вечность Д. - один из важнейших принципов иудаизма со времен Талмуда*, о чем свидетельствует древняя молитва, которая приводится в трактате "Брахот": "Бог мой! Душа, которую Ты мне дал, - чиста; Ты создал ее во мне, Ты вдохнул ее в меня, и Ты хранишь ее внутри меня [...] Благословен Ты, Господи, возвращающий души в бренные тела". А в мидраше* Сифрей сказано о стихе: "Да назначит Господь, Бог духа всякой плоти..." (Чис. XXVII, 1.): из написанного вытекает, что всякий дух происходит от Него.

Тело и Д. пытаются обвинить друг друга в совершении грехов. Вот рассказ из Талмуда: Сказал Антонин р. Иегуде hа-Наси: тело и Д. могут избавить себя от суда. Каким образом? Тело скажет: Д. грешила, ибо с того дня, как она покинула меня, лежу я в могиле недвижимо, как камень, и не грешу. А Д. говорит: тело грешило, ибо с того дня, как я покинула его, витаю я в воздухе, словно птица. Сказал ему р. Иегуда: Приведу тебе притчу: Чему это подобно? - Царю из плоти и крови, у которого был прекрасный сад, и были в нем прекрасные плоды; и поместил он в саду двух сторожей, одного хромого, а второго слепого. Сказал хромой слепцу: прекрасные плоды вижу я в этом саду, ну-ка, усади меня на себя, сорвем их и съедим. Залез хромой на слепца, сорвали плоды и съели. Через некоторое время пришел хозяин сада и говорит им: "Где же прекрасные плоды?". Сказал ему хромой: "Разве есть у меня ноги, чтобы я мог добраться до них?". Сказал ему слепой: "Разве зряч я, чтобы увидеть их?". Что же сделал [царь] ? - Посадил хромого на слепца и судил их вместе. Так и Господь: приносит Д., помещает ее в тело и судит их купно (Санг., XCI).

Цдуким не верили в бессмертие Д., как не верили и в воскресение мертвых, и говорили, что существует только один мир. Поэтому, в противовес им. постановили произносить каждое утро молитву: "Властитель мой, душа, которую Ты дал мне..." (см. Прушим и цдуким*).

Вера эта особенно подчеркнута в трудах еврейских мудрецов Средневековья. Р. Саадья Гаон пишет в своей книге "Верования и мнения", что "Душа и тело созданы были вместе в начале Творения: "И создал Господь Бог человека из праха земли, и вдохнул в ноздри его живую душу" (Быт. 11,7); поэтому одна им награда и одна кара. Большая часть людей бессильна понять это. Некоторые думают, что кара и награда предопределены только Д., другие думают - что только телу". По мнению Саадьи Гаона, кара постигает тело и Д. вместе. Вера в бессмертие Д. - одиннадцатый догмат в "Тринадцати догматах веры"* Рамбама*.

Согласно сказанному в книге "Зогар"*, Д. человека - отражение высших сфер. Она связана с ними непрерывно, и связь эта вечна. Если Д. сходит в низший мир и соединяется с плотью тела, это не означает принижения Д. Напротив, это огромная заслуга ее: она выполняет великое назначение - участвует в акте Творения, поднимает все то, что находится с ней в контакте, на высшую ступень, освещает все светом Божьим, а затем сливается, излучая свет, с вечным источником света. Но только выполнив свое высокое назначение, возвращается Д. к своему источнику. "...Д. призываются к суду еще до того, как они приходят в мир, но не подлежат суду после того, как покидают мир. Сколько перевоплощений и таинственных деяний совершил Господь с душой! Сколько неприкаянных Д. странствует по этому миру и не могут проникнуть через завесу Его престола... И люди не знают и не чувствуют, какие метаморфозы проходят Д., словно камень, выпущенный из пращи" (Зогар II).

Д. праведников находятся в Божьих руках и стоят выше ангелов Божьих. Но если Д. столь возвышенны, почему они сходят в этот низший мир, и почему они покидают его? Чтобы выполнить возложенное на Д. обязательство и возвысить материальный мир Торой* и заповедями.

В учении Хабад говорится о двух Д. Одна облекается в плоть и кровь, чтобы дать жизнь телу, другая - частица Божества, или Божественная Д. Первая Д. состоит из четырех элементов: огня, воды, ветра и праха, от которых происходят все дурные качества человека: леность, гордыня, злоба и т. д. Но есть в этой Д. и добрые качества, например, восприимчивость к добру, милосердие, бескорыстие и т. д. Она часто называется животной, или естественной Д. Вторая Д. состоит лишь из двух элементов, огня и воды, порождающих жажду к постижению бесконечности, восторженность и духовное наслаждение (см. Хасидизм*).

Библейский Словарь к русской канонической Библии

душа

душ’а — чаще всего означает жизнь, свойства живого создания, как животного, так и человека (см. кровь), но иногда по отношению к человеку означает свойства его бессмертного духа, который нельзя убить (Мат.10:28). Иногда этим словом обозначается свойство характера и состояние духа (Деян.4:32) или просто личность, человек (Иез.27:13 ; Деян.2:41 ; Отк.18:13). (см. человек)

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

душа

 Душа

 ♦ Âme

То, что оживляет тело и дает ему возможность двигаться, ощущать и чувствовать (латинское anima, греческое psuche). Следовательно, для материалиста это и есть само тело с его способностью к движению, восприятию ощущений и переживанию чувств. Входит ли сюда же способность к мышлению? Не обязательно.

Животное может ощущать и чувствовать (то есть имеет душу), но не способно к абстрактному мышлению (лишено разума). Одним словом, зверь он и есть зверь. Вот почему, рассуждая о той части нашего тела, которая имеет дело с истиной и идеями, лучше говорить не о душе, а о духе, или разуме (латинское mens, греческое nous). Душа и дух – отнюдь не одно и то же. Утрата одного и другого приводит к совершенно разным последствиям. Лишиться разума значит утратить способность здраво мыслить, то есть утратить свою связь с универсумом и стать пленником собственной души. Сумасшедший – такая же уникальная и неповторимая личность, как и любой другой человек, он точно так же обладает собственным «я», мало того – он весь обращается в это «я», полностью замыкается в нем, становится отрезанным от мира, от истины, от всего на свете, и в этом корень его безумия. Именно дух открывает нам окно в мир, и потому мы называем его разумом.

Душа всегда индивидуальна, единична, воплощена в конкретном человеке (не существует мировой души, как и души Бога). Дух скорее анонимен и универсален, даже объективен и абсолютен (если бы вселенная могла мыслить, она была бы Богом; если бы Бог существовал, он был бы духом). Ни один другой человек не способен чувствовать то же, что чувствую я, и тем же образом, каким чувствую я. Моя душа уникальна, как и мое тело. В то же время истинная идея, если она в самом деле истинна, одна и та же для меня и для любого другого человека (она во мне и в Боге, как говорит Спиноза). Вот эту связь с универсумом или с абсолютом (относительную для каждого из нас) я и называю духом.

Дух – это способ, каким мы прикасаемся к истине, освобождаясь от самих себя. Тогда душа – это уникальный и строго детерминированный способ существования в мире; это, как говорит Аристотель, тело в действии постольку, поскольку оно обладает жизненным потенциалом (подвижностью, способностью ощущать и чувствовать).

Так что свободен в нас дух, а не душа, точнее говоря, именно дух приносит нам освобождение, и для души это единственный путь к спасению, хотя конца этому пути нет.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

душа

, -й, ж.

1. Внутренний мир человека, его чувства.

* Так и рвётся душа из груди молодой! (А. Кольцов). *

2. О характере человека и о человеке - носителе тех или иных нравственных качеств, черт.

* Чёрствая душа. *

3. перен. Самая главная фигура в какой-н. деятельности; вдохновитель.

* Душа общества. *

4. разг. Человек.

* Будь плохинький, да если наберётся душ тысячки две родовых,- тот и жених (А. Грибоедов). *

Душа не на месте. Беспокоиться.

Душа ушла в пятки. Испугаться.

Библия: Тематический словарь

душа

нематериальная часть человеческого существа

А. Определение души

1. Основные понятия

человек был создан цельным существом:

Быт 2:7

душа упоминается в контексте смерти:

Еккл 12:7; Мф 10:28; Откр 6:9

2. Душа часто синонимична понятиям

дух:

Еккл 12:7; Лк 1:46,47

сердце:

Пс 18:8,9; 2Пет 1:19; Еф 1:18

жизнь:

Пс 25:9; Пс 87:4

все существо человека:

Пс 34:9,10

я (т. е. человек):

Пс 129:5

3. Иногда душа выступает отличной от

сердца:

Втор 4:29; Втор 6:5

духа:

1Фес 5:23; Евр 4:12

Б. Что делает душа

1. Выражает человеческие эмоции

успокоение:

Пс 22:4

укрепление:

Пс 18:8

радость:

Пс 34:9

мужество:

Суд 5:21

поддержку:

1Цар 14:7

скорбь:

1Цар 1:10,15; Иов 30:25

печаль:

Мф 26:38

горесть, горе:

Иов 7:11

потрясение:

Пс 6:4

уныние:

Пс 41:6,12

упадок, депрессия:

Плач 3:20

2. Имеет духовные потребности

жаждет Бога:

Пс 41:2,3

стремится к Богу:

Пс 83:2,3

ищет Бога:

Втор 4:29

успокаивается, находит отдохновение в Боге:

2Пар 15:12; Пс 61:2,6

ждет Бога:

Пс 129:5,6

обращается к Богу:

Втор 30:10; 3Цар 8:48

укрывается в Боге:

Пс 56:2

любит Бога:

Втор 6:5; Втор 13:3

служит Богу:

Втор 10:12; Нав 22:5

повинуется Богу:

Втор 30:2; 4Цар 23:3

хвалится Богом:

Пс 33:3

славит Бога:

Пс 102:1,2,22

вопиет к Богу:

Откр 6:9,10

В. Что Бог делает для души

искупает:

Пс 48:16

освобождает:

Пс 55:14

спасает:

1Пет 1:9

дает надежду и служит якорем для нее:

Евр 4:12

Вестминстерский словарь теологических терминов

душа

 ♦ (ENG soul)

 (др.-евр. nephesh, греч. psyche, лат. anima)

изначально "душа" является принципом жизни (Быт. 2:7). Для евреев она обозначала союз людей как живых существ. В Новом Завете "душа" относится также к человеческой жизни (Мф. 2:20) или существованию после смерти (Лк. 21:19).

Тезаурус русской деловой лексики

душа

Syn: см. характер

Энциклопедический словарь

душа

понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека - созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин "душа" стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

Словарь Ожегова

душа

ДУША, и, вин. душу, мн. души, душ, душам, ж.

1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом комун. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.). Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В чём д. держится (о хилом, больном человеке; разг.). Д. не лежит к кому-чемун. (нет расположения, интереса к кому-чемун.). Д. не принимает чегон. (не хочется; разг.). Д. меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее; разг.). Д. радуется (очень радостно, приятно; разг.). Д. в пятки ушла (испугался; разг.). От (всей) души или всей душой (искренне). Жить д. в душу (дружно, в согласии). Стоять над душой у когон. (неотступно находиться около когон., торопя и мешая заниматься делом; разг.). Залезать (влезать) в душу комун. (бестактно вмешиваться в чьюн. жизнь, добиваясь откровенности). Сколько душе угодно (сколько угодно, вдоволь; разг.). Ни душой ни телом не виноват (нисколько не виноват; разг.). Отвести душу (высказать всё, что накопилось на душе; разг.). На душу брать чтон. (на свою совесть; разг.). За душу берёт чтон. (очень волнует, трогает). За душу тянуть когон. (мучить, изводить; разг.). Душу вытянуть из когон. (измучить чемн. нудным, томительным; разг.). Д. нараспашку у когон. (о том, кто всегда открыт, откровенен, чистосердечен; разг.). Д. не на месте или д. болит (беспокойно; разг.). Отдать богу душу (умереть; устар.). Д. с телом расстаётся (смерть пришла; разг.). О душе пора подумать (довольно думать о житейской суете: дело идёт к старости, скоро умирать; разг.).

2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. Добрая д. Низкая д.

3. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. Бессмертная д. Думать о спасении души. Души умерших.

4. перен., чего. Вдохновитель чегон., главное лицо. Д. всего дела. Д. общества.

5. О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях). В доме ни души. Живой души нет (никого нет; разг.). На душу приходится, досталось (на одного человека).

6. В царской России: крепостной крестьянин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию. Ревизская д. Мёртвые души (умершие крепостные, также перен.: о людях, фиктивно числящихся гден.).

Душу тянуть (вытягивать, мотать) из кого (прост.) мучить чемн. надоедливым, томительным.

Души не чаять в ком (разг.) очень любить. Души не чаять в детях.

Душа моя! (разг.) в обращении: милый (ая).

Душа-человек (разг.) очень хороший, отзывчивый человек.

Без души без воодушевления, без подъёма.

С душой отдаваясь целиком, с вдохновением.

В душе 1) мысленно, про себя. В душе согласен; 2) по природным склонностям. Поэт в душе.

Для души (разг.) для себя, для удовлетворения своих склонностей, интересов.

По душе (разг.) нравится. Работа ему по душе.

За душой нет ничего у кого ничего нет у когон.

По душам (говорить, беседовать) откровенно.

С дорогой душой (разг.) очень охотно.

За милую душу (разг.) легко, без усилий.

Как бог на душу положит (разг.) как придётся, кое-как.

С души воротит от чего (прост.) о чувстве отвращения.

| уменьш.-ласк. душенька, и, ж. (к 1 и 2 знач.)

| пренебр. душонка, и, ж. (к 1 и 2 знач.).

| прил. душевный, ая, ое (к 1 знач.) и душевой, ая, ое (к 5 знач., спец.; к 6 знач., устар.). Душевные болезни (психические). С душевным прискорбием. Совокупный душевой доход (на душу населения). Душевой надел.

Словарь Ефремовой

душа
  1. ж.
    1. :
      1. Нематериальная - по идеалистическим представлениям - субстанция, противопоставляемая телу.
      2. Бессмертное - по религиозным представлениям - начало в человеке, составляющее сущность его жизни и связывающее его с Богом.
    2. :
      1. Внутренний мир человека.
      2. Психические переживания как основа его жизни.
    3. :
      1. Совокупность склонностей и черт, присущих определенному лицу.
      2. Человек как носитель каких-л. склонностей и черт.
    4. :
      1. перен. Главное лицо где-л.; организатор, вдохновитель.
      2. Общий любимец в коллективе.
    5. перен. Сущность, основа чего-л.
    6. разг. Человек единица счета.
    7. Употр. как ласково-фамильярное обращение к кому-л.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

душа

Душа (в философском смысле) — см. Психология.

Душа (в этнологическом отношении). — Верование или убеждение, что наша мысль, чувство, воля, жизнь обусловливается чем-то отличным от нашего тела, хотя и связанным с ним или имеющим в нем свое местопребывание, свойственно, по-видимому, всему человечеству и может быть констатировано на самых низких ступенях культуры, у самых первобытных племен. Происхождение этого верования может быть сведено в конце концов к самочувствию, к признанию своего "я", своей индивидуальности, более или менее тесно связанной с материальным телом, но не тождественной с ним, а только пользующейся им как жилищем, орудием, органом. Это "я", это нечто духовное или, в более примитивном представлении, это движущее начало, эта "сила", находящаяся в нас, — и есть то, что первобытный человек соединяет с представлением о "душе". Но подобное же движущее начало представляют, кроме человека, животные, растения, даже многие предметы неорганической природы. Волнующееся море, сверкающая молния, завывающий ветер, бегущее по небу облако, горящий огонь, низвергающийся с горы камень — точно так же, как и тикающие часы, играющая табакерка, движущийся пароход — все это способно вызывать представление о двигающей или проявляющейся силе, а так как сила, по аналогии с человеческой, предполагает ее производителя, некоторую действующую личность, то во всех этих формах или проявлениях силы и движения можно тоже предполагать некоторое "я", некоторое движущее начало или "душу". И действительно, многие дикари пользуются одним и тем же словом, обозначающим у них "Д.", для названия всего выказывающего известную силу или движение, но невидимого или непонятного, как напр. механизма часов и т. п. В приложении к человеческой Д. убеждение в ее отдельности от тела и способности покидать последнее могло возникнуть и укрепиться на основании наблюдений над явлениями сна, обморока, смерти. Человк во сне недвижим; не видит, не слышит, но может чувствовать себя в различных положениях, посещать различные местности, говорить с различными лицами, даже давно умершими. После обморока человек "приходит в себя", т. e. Д. его возвращается в тело. Наконец, в случае смерти Д. покидает тело окончательно. Эту расстающуюся с телом субстанцию народная мысль представляет себе как дыхание, дуновение, легкое облачко, пар, тень, летающую бабочку или птичку; но особенно распространено сравнение с дыханием, следы которого сохранились и теперь в языках культурных народов (anima, греч. anemos, санскрит. atman — дух, дыхание, Д.: spiritus, ψυχή, πνεΰμα и т. д.). По вопросу, где именно имеет Д свое местопребывание в теле, мнения народов разнятся между собою. Полинезийцы считали местопребыванием ее полость живота. Караибы, сиамцы помещали Д. в сердце и жилах, папуасы и евреи — в крови (подобно тому, как и Цицерон полагал, что spiritus diffunditur per arterias, а Цельзий, что venae spiritui accommodatae sunt); другие — в груди, голове, печени. При смерти Д. выходит из тела (через рот), но дальнейшая судьба ее различными народами также понимается различно. Д. может оставаться поблизости тела, бродить около него, находиться в окрестностях, или она может уходить далеко, на горы, в пустыню, плыть вниз по реке, удаляться за море, спускаться в недра земли или подниматься вверх, за облака, на небо; наконец, она может переселяться в другие существа, воплощаться, например, в различных животных. В конце концов, она может соединиться с телом, если последнее сохранилось или тело составляло для нее только бренную оболочку, покинув которую, Д. достигает высшего, блаженного состояния, соединяется с общей мировой Д. и т. д. Все подобные верования, усложняясь и развиваясь с ходом культуры, оказывают влияние на отношение к умершим, на погребальные обряды. Вообще не только дикари, но и народы, достигшие уже довольно значительной культуры, склонны воображать себе загробный мир по аналогии с настоящим, чем и объясняется погребение умерших в одежде, с украшениями, орудиями, оружием, пищей, посудой, домашними животными, рабами и т. д.; помещение их в могиле и гробнице, похожей на пещеру, землянку, шатер; снабжение их лодкой, лошадью, оленями, собакой — для дальнего пути и пр. Животные и рабы при этом убиваются, да и неодушевленные предметы (напр., посуда, оружие) часто ломаются, так как в данном случае важны не они, а, так сказать, "души" их, которые, предполагается, будут служить душе их владельца. При веровании в вознесение Д. на небо приличным способом похорон является трупосожжение, когда пламя уносит вверх возгорающиеся элементы тела и положенных с ним предметов; при веровании в переселение Д. подходящим является предоставление трупа на съедение животным и птицам; при развитии убеждения в конечном оживлении тела — сохранение последнего путем мумифицирования (см. Мумии). Во всех этих заботах об умерших можно видеть доказательство верования в загробную жизнь, в душу, а вместе с тем и проявление чувства почтения к умершему; но последнее не всегда основано на альтруизме, а во многих случаях скорее на эгоизме, на стремлении обезопасить себя от мести и злых действий покинувшего тело духа. На это указывает целый ряд погребальных обрядов и поверий, следы которых сохранились отчасти и в народных массах культурных племен, напр., вынесение покойника не через дверь (чтобы не вернулся), а через окно или нарочно проделанное отверстие; шествие на кладбище окольным путем; связывание и пеленание умершего; очищение себя после похорон огнем и т. д. Некоторые кочевые дикари в случае смерти родича оставляют труп и перекочевывают на другое место; другие, как только наступает агония, задушают умирающего, набрасывают на него кожи и крепко обвязывают ремнями и веревками. Покинувшая тело Д. становится, по воззрению многих народов, духом, сохраняющим известную волю и силу и способным проявлять их по отношению к живым. Отсюда страх перед душами умерших (особенно бывших сильными воинами или мощными шаманами), почитание и умилостивление Д. предков, даже отождествление их с злыми духами. Впрочем, понятие о Д. часто осложняется смешением первобытных верований с позднейшими философскими воззрениями или комбинацией различных представлений. Д. подразделяется на несколько, напр. на две, одну — выхождение которой констатируется сном, и другую — оставляющую тело при смерти; у китайцев одна Д. остается хранительницей дома, другая — могилы, третья невидимо принимает жертвенные дары; из тройной Д. римлян manes уходили в преисподнюю, anima или spiritus возносилась на небо, a umbra оставалась в гробнице и т. д. Различные виды или части Д. считались иногда пребывающими в различных частях тела: вест-индские индейцы помещали Д. в сердце, голове и руке, как познавание, чувство и волю; Платон полагал, что познавание имеет пребывание в голове, чувство — в груди, желания — в животе.

Ассоциации к слову душа

Цитаты со словом душа

  • Моя душа словно приподнялась на цыпочках и испуганно замерла.. Юкио Мисима, "Исповедь маски"
  • Страсть — это идеальная среда, в которой человеческая душа проявляется во всей полноте и совершенстве.. Юкио Мисима, "Жажда любви"
  • О! если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык?. Александр Грибоедов, "Горе от ума"

Однокоренные слова к слову душа

  • безвоздушный
  • бездушие
  • бездушно
  • бездушность
  • бездушный
  • благодушие
  • благодушно
  • великодушие
  • великодушничать
  • великодушный
  • воздух
  • воздушность
  • воодушевить
  • воодушевление
  • воодушевленный